03.05.2025 19:18
Документы.
Просмотров всего: 1851; сегодня: 40.

Трагическая гибель лайнера «Кап Аркона»

Трагическая гибель лайнера «Кап Аркона»

Центр общественных связей ФСБ России опубликовал цифровые копии рассекреченных документов из Центрального архива ФСБ России о потоплении самолетами Военно-воздушных сил Великобритании 3 мая 1945 года трех германских судов: «Кап Аркона», «Тильбек» и «Дойчланд» с заключёнными гитлеровских концлагерей, в том числе советскими военнопленными, перевозившимися в Норвегию.

80 лет назад, 3 мая 1945 года, произошла страшная трагедия, во время которой по разным подсчетам погибло от 7000 до 12000 человек.

В этот день в Любекской бухте в Балтийском море самолеты Королевских Военно-воздушных сил Великобритании хладнокровно расстреляли три германских судна: «Кап Аркона», «Тильбек» и «Дойчланд» с заключенными гитлеровских концлагерей, перевозившимися в Норвегию.

Немецкий круизный лайнер «Кап Аркона» был спущен на воду на верфи в Гамбурге 29 октября 1927 года. Свое название корабль получил в честь мыса Аркона, находящегося на немецком острове Рюгене в Балтийском море у побережья Померании. В 1940 году «Кап Аркона» передали германскому военно-морскому флоту и в основном использовали в качестве плавучей казармы для солдат и матросов.

В конце войны рейхсфюрер СС Генрих Гиммлер издал секретный приказ об эвакуации концлагерей. 19 апреля 1945 года в концлагере Нойенгамме началась операция по спешной эвакуации с тем, чтобы скрыть следы преступлений нацистского режима. В последние дни апреля 1945-го эсэсовцы отправили из Нойенгамма в Любек пешком или в товарных поездах более 10 тыс. заключенных.

2 мая 1945 года на лайнер «Кап Аркона», грузовое судно «Тильбек» («Thielbek»), и корабли «Афины» («Athen») и «Дойчланд» («Deutschland»), стоявшие в гавани Любека, эсэсовцы доставили на баржах несколько тысяч узников концлагерей из Штутгофа возле Данцига, Нойенгамме возле Гамбурга и Миттельбау-Дора возле Нордхаузена.

О предстоящем конвое германское командование известило представителей шведской и швейцарской миссий Красного Креста. 2 мая сотрудники миссий передали эту информацию британскому генералу Джорджу Робертсу, войска которого вели наступление в районе Любека. По неизвестной причине Робертс не переадресовал полученную информацию руководству британских ВВС.

Подробности этой ужасной трагедии рассказал один из чудом выживших узников концлагеря Нойенгамм Василий Саломаткин.

В своем письме, направленном 2 мая 1949 года полковнику Василию Ванееву в Управление уполномоченного СМ СССР по делам репатриации граждан СССР, Саломаткин сообщал подробности уничтожения британскими военными самолетами кораблей с заключенными нацистских концлагерей в Любекской бухте:

«[...] 29 апреля 1945 г. эсэсовское командование, чувствуя приближение войск союзников к концлагерю Ноенгамма (около Гамбурга) вывезло всех концентрационеров, могущих мало-мало передвигаться, в г. Любек. Нас таковых насчитывалось 12 тыс. человек. Подавляющее большинство были русскими военнопленными. Везли до Любека нас на поезде целые сутки. Пить, есть ничего совсем не давали. Везли под усиленной охраной эсэсовцев. В Любеке нас посадили на баржи и на баржах под усиленной охраной солдат и катеров вывезли по Любекской губе на Балтийское море, где стояли два небольших и один большой океанские корабли. На два первых посадили примерно по две тысячи заключенных. Название одного небольшого корабля было „Тюльбек“, а другого я сейчас не помню. На большой океанский корабль, на котором находился я, посадили 8 тысяч заключенных. Этот корабль имел название „Капаркона“. Командование на кораблях было эсэсовское [...]».

Далее в письме Саломаткин рассказал подробности атаки 3 мая 1945 года британских Королевских ВВС на корабли в Любекской бухте с заключенными концлагерей:

«3 мая 1945 г. английские войска подошли к г. Нойштадту и предъявили капитуляцию городу к 12.00 час. дня. Город капитуляцию принял. После чего предъявили капитуляцию к 3 часам дня кораблям, на которых находились мы. Корабли находились в 6 км от города Нойштадт. Эсэсовское командование кораблей капитуляцию отклонило. Тогда вылетает английская авиация в большом количестве самолетов и начала бомбить корабли, на которых находились мы.

Корабли, на которых находились мы, не сделали ни одного ответного выстрела по самолетам английской авиации. Всю панораму бомбежки английской авиации я наблюдал лично. Во время бомбежки на нашем корабле произошло замешательство эсэсовцев. Я и еще небольшая группа заключенных воспользовалась этим и во время этого замешательства удалось нам выбраться на палубу, где наблюдали за всей панорамой бомбежки.

Первой жертвой бомбежки оказался корабль „Тюльбек“, эсэсовское командование корабля „Капаркона“, на котором находился я, выбросило белый флаг, означающий капитуляцию. Заключенные, которые были на палубе, сняли с себя нижние рубашки (они были белые) и начали махать ими, делая знак английским летчикам, что корабль сдается, принимает капитуляцию, но английские летчики, подобно летчикам фашистским, не признавая ничего, не обращая внимания на белый флаг на корабле, не обращая внимания на размахивание людей, находящихся на палубе, белыми рубашками, просящих пощады, сохранения жизни, продолжали бомбить корабли. Бомбежка происходила на очень малой высоте. Английские летчики видели все ужасы своей бомбежки и продолжали чинить ее еще больше, не обращая [внимания] ни на какие мольбы людей. Английские летчики по своим зверским расправам нисколько не отличаются от фашистских летчиков-варваров [...]».

«Второй жертвой после „Тюльбека“ оказался второй небольшой корабль. Затем бомба попала на корму корабля „Капаркона“ [...] На корабле „Капаркона поднялась паника среди заключенных. Заключенные потоком устремились наверх на палубу. В это время вторая бомба попала в середину корабля, корабль загорелся и начал тонуть“ [...] Я после попадания второй бомбы в корабль „Капаркона“, вместе с другими русскими заключенными пленными бросился с корабля в воду. Примерно в километре от места затопления корабля „Капаркона“ появились торпедные катера. Увидев их, мы устремились плыть к ним навстречу, думая, что они нас подберут и спасут. Оказалось обратное. Солдаты, находящиеся на катерах, стояли и расстреливали из автоматов плывущих заключенных [...].

В английском госпитале, организованном для спасшихся, я пришел на вторые сутки в сознание. После чего я узнал, что из 12 тыс. заключенных спаслось только триста человек, остальные явились жертвой бомбежки английской авиацией, происшедшей 3 мая 1945 года в 3 часа дня [...]».

Саломаткин в письме также обратил внимание на отношение британских оккупационных властей в Любеке к выжившим в катастрофе бывшим советским военнопленным — заключенным концлагеря:

«[...] Второй эпизод, когда мы были в лагере спасшихся с кораблей. В это время англичане нагнали полный город немецких военнопленных. Они свободно разгуливали, нападали и избивали наших спасшихся военнопленных, угрожали нас всех перерезать ночью, ибо они ходили с холодным оружием. После этих угроз мы пошли к английскому коменданту и заявили об этом. Комендант только усмехнулся и никаких действенных мер не принял. Не получив удовлетворяющего ответа, мы пришли в лагерь и в лагере объявили своим людям, чтобы они доставали оружие для самозащиты. Достав оружие, мы установили в лагере свою охрану и охраняли лагерь от нападения немцев. В таких условиях мы находились у англичан [...]».

Управлением уполномоченного Совета Министров СССР по делам репарации письмо В. Саломаткина была направлено сначала в Министерство иностранных дел СССР, а оттуда для проверки изложенных в письме фактов в Министерство государственной безопасности СССР.

По результатам проверки заявления В.Ф. Саломаткина 24 сентября 1949 года МГБ СССР в МИД СССР была направлена справка. В документе сообщалось:

«[...] Показания Саломаткина подтверждаются рядом опрошенных свидетелей из числа лиц, спасшихся после потопления пароходов.

Так, допрошенный 15 сентября с.г. свидетель Козуля В.Д. быв[ший] командир авиационного отряда Советской армии, показал: „...3-го мая 1945 года примерно в час дня, я и другие заключенные, находившиеся в каюте „Капаркона“ увидели три самолета „Хаукер Харрикейн“, которые приближались к нашему пароходу, а затем сбросили на него бомбы.

Через полтора часа, вдалеке показалось около тридцати самолетов „Хаукер Харрикейн“, причем одиннадцать из них направились к „Капаркон“. В течение 10–15 минут они интенсивно обстреливать его из пулеметов и сбрасывали бомбы. На корабле возник пожар и он стал тонуть [...] “

Допрошенный 14 сентября с.г. свидетель Страндберг Е.Н. показал:

„...3 мая 1945 года в середине дня, пароходы „Кап-Аркон“ и „Тильбек“ были потоплены в этой же бухте английской авиацией... В это время над пароходом, на бреющем полете, несколько раз пролетали английские самолеты и из пулеметов расстреливали людей, находившихся на верхней палубе. Затем самолеты скрылись. „Тильбек“ вскоре затонул. Из двух тысяч человек, находившихся на нем, спаслось примерно 50–60 человек, остальные утонули или были расстреляны английскими самолетами, а также погибли от взрывов бомб, сброшенных с тех же самолетов“ [...]

Аналогичные показания получены от свидетелей — Панкина, Егорова и других в количестве 14 человек».

Потопление «Кап Аркона» стало одной из самых больших трагедий на море во Второй мировой войне.

Изображение (фото): Центр общественных связей ФСБ России


Исторические события:


Участники событий и другие указанные лица:

  • Козуля Виктор Дмитриевич, лётчик-испытатель, участник Великой Отечественной войны, капитан.

Трагическая гибель лайнера «Кап Аркона»

Трагическая гибель лайнера «Кап Аркона»

Трагическая гибель лайнера «Кап Аркона»

Приложение к жалобе В.Ф. Саломаткина полковнику В.Н. Ванееву в Управление уполномоченного Совета Министров СССР по делам репатриации граждан СССР от 2 мая 1949 г. 14 мая 1949 г. Москва
Приложение к жалобе В.Ф. Саломаткина полковнику В.Н. Ванееву в Управление уполномоченного Совета Министров СССР по делам репатриации граждан СССР от 2 мая 1949 г. 14 мая 1949 г. Москва

Служебная записка № 01702 зам.уполномоченного Совета Министров СССР по делам репатриации генерал-лейтенанта К.Д. Голубева начальнику 2-го Главного управления МГБ СССР Е.П. Питовранову. 14 мая 1949 г.
Служебная записка № 01702 зам.уполномоченного Совета Министров СССР по делам репатриации генерал-лейтенанта К.Д. Голубева начальнику 2-го Главного управления МГБ СССР Е.П. Питовранову. 14 мая 1949 г.

Докладная записка № О-3160 МГБ СССР в МИД СССР о результатах расследования заявления репатрианта В.Ф. Саломаткина. 24 сентября 1949 г. Москва
Докладная записка № О-3160 МГБ СССР в МИД СССР о результатах расследования заявления репатрианта В.Ф. Саломаткина. 24 сентября 1949 г. Москва

Трагическая гибель лайнера «Кап Аркона»

Трагическая гибель лайнера «Кап Аркона»

Справка начальника 2-го Главного управления МГБ СССР генерал-майора Е.П. Питовранова. 24 сентября 1949 г. Москва
Справка начальника 2-го Главного управления МГБ СССР генерал-майора Е.П. Питовранова. 24 сентября 1949 г. Москва


Ньюсмейкер: Альянс Медиа Центр — 11023 публикации
Сайт: www.fsb.ru/fsb/press/message/single.htm%21id%3D10440267%40fsbMessage.html
Поделиться:

Интересно:

В Москве стартовал Российско-китайский форум
13.05.2025 11:56 Мероприятия
В Москве стартовал Российско-китайский форум
В Москве проходит Российско-китайский форум сотрудничества в сфере торговли услугами «Солнечный путь — вместе создаем будущее». Цель мероприятия — способствовать выводу китайско-российского сотрудничества на новый уровень в таких сферах, как культурный туризм, международная торговля и промышленное сотрудничество. На площадке собрались представители китайского бизнеса в России, органов государственной власти и участники профильных торговых ассоциаций. Организаторами выступили Китайская международная инвестиционная корпорация «Хуамин» и Департамент внешнеэкономических и международных связей города Москвы (ДВМС). В форуме принимают участие министр Правительства Москвы, руководитель ДВМС Сергей Черёмин, посол КНР в России Чжан Ханьхуэй, президент Московской торгово-промышленной палаты Владимир Платонов и его заместитель Владислав Мищенко...
Образование в Древней Руси
13.05.2025 10:06 Аналитика
Образование в Древней Руси
Уверенное и стабильное развитие древнерусского государства в IX-XIII веках, его появление на международной арене и установление связей с другими государствами стало возможным благодаря многим факторам, в том числе, развитию образования, которое, безусловно, тесно связано с грамотностью. Грамотность в Древней Руси Долгое время среди специалистов велись споры по поводу наличия грамотности в древнерусском государстве: одни считали, что грамотность на Руси начала распространяться ещё с языческих времён, другие полагали, что основная масса населения Древней Руси была безграмотной. Достижения археологии, культурологии, лингвистики и других наук доказали: жители Древней Руси владели основами грамоты – это было веление времени. Грамотность нужна была не только для верхушки общества, которой приходилось иметь дело с договорами и другими документами, создавать летописи и хронографы, писать...
История одной семьи в годы войны оживет на фасаде Мэрии Москвы
08.05.2025 23:05 Новости
История одной семьи в годы войны оживет на фасаде Мэрии Москвы
В честь 80-летия Победы в Великой Отечественной войне на фасаде здания Мэрии Москвы пройдет масштабная видеомэппинг-инсталляция. Проект расскажет трогательную историю девочки, чей отец ушел на фронт, а мать трудилась в тылу, приближая Победу. Современные технологии видеопроекции перенесут зрителей в прошлое, оживив на стенах Мэрии кадры военных лет, анимацию и архивные материалы. Правительство Москвы и Управление делами Мэра выступили инициаторами этого проекта, чтобы в современном мультимедийном формате отдать дань событиям военных лет. Через видеомэппинг стояла задача донести до молодежи и гостей столицы историю Великой Отечественной войны — историю, которая находит отклик в каждой семье нашей страны. Благодаря слаженной работе Управления делами Мэра, компании "Открытие" и предоставленным Главным архивным управлением материалам и документам, получился эмоциональный...
Вместо концертного зала – линия огня: история трёх музыкантов
05.05.2025 14:49 Персоны
Вместо концертного зала – линия огня: история трёх музыкантов
Особой страницей в летописи Великой Отечественной войны остается подвиг народного ополчения.Добровольцы, не имевшие военного опыта за спиной, встали на защиту городов и деревень. Большинство дивизий народного ополчения оказалось на передовой в момент наступления немецких войск в операции «Тайфун», став последней линией обороны на пути к Москве. Среди 12 июльских дивизий народного ополчения отдельное место занимает 8 дивизия народного ополчения Краснопресненского района гоода Москвы. Она была сформирована в начале июля 1941 году из добровольцев – рабочих, студентов и преподавателей университетов, писателей и музыкантов. Дивизия участвовала в обороне столицы, в частности, в битве под Смоленском и Вязьмой. В октябре того же года она практически перестала существовать: было потеряно более половины состава, уцелевшие бойцы пополнили партизанские отряды.  Это трагическое время...
Народы Древней Руси
05.05.2025 11:12 Аналитика
Народы Древней Руси
Древнерусская народность начала формироваться на территории Киевской Руси в IX-XIII веках. Новая этническая общность складывалась на основе взаимодействия различных славянских племён и их соседей, проживающих на обширной территории от берегов Балтики на севере до Чёрного и Каспийского морей на юге, от Дона на востоке до нижнего течения Дуная на западе. Численность древнерусского населения Определить численность населения Древней Руси практически невозможно, так как перепись в те времена не велась, а многие письменные документы были утеряны. Поэтому подсчёты являются приблизительными. Русский и американский историк Г.В. Вернадский (1887-1973), сопоставив данные различных источников, пришёл к мнению, что в начале XIII века, до монгольского нашествия, численность древнерусского населения составляла 7-8 миллионов человек. Ядро древнерусской народности – восточнославянские племена Согласно...