С 17 по 28 января 1946 года в Киеве проходил один из самых масштабных судебных процессов по делу о преступлениях нацистов и их пособников в годы Великой Отечественной войны. Киевский процесс стал первым из послевоенных судебных процессов на территории Украинской ССР, который раскрыл чудовищные зверства нацистов на Донбассе, рассказал о сброшенных в шахту № 4-бис г. Сталино 75 тысячах советских граждан, о массовых расстрелах 70 тысяч человек в урочище Бабий Яр, о гибели свыше 68 тысяч советских военнопленных в Дарницком лагере, о т.н. «лазарете» в Славуте.
В эти январские дни 1946 г. в Украинской ССР в г. Николаеве завершился судебный процесс над 9 бывшими немецкими военнослужащими, а в Минске 15 января началось слушание дела по обвинению 18 бывших военнослужащих германской армии, сотрудников СС и СД.
17 января перед Военным трибуналом Киевского военного округа предстали 15 человек, обвиняемых в совершении чудовищных преступлений и зверств над мирным гражданским населением и советскими военнопленными на временно оккупированной территории Украинской ССР, среди них генерал-лейтенант, начальник охранной полиции и жандармерии Киевской и Полтавской областей П. Шеер; генерал-лейтенант, комендант тыла 6-й германской армии К. Буркхардт; генерал-майор, командир 213 охранной дивизии, главный комендант 392 полевой комендатуры Э. фон Чаммер; оберштурмбанфюрер СС, гебитскоммисар Мелитопольского округа Г Хейниш; подполковник, комендант Первомайска, Коростеня и Коростышева Г. Трукенброд; оберштурмфюрер, начальник службы безопасности (СД) Днепродзержинского района Днепропетровской области В. Геллерфорт и др.
По плану гитлеровского командования Советская Украина должна была быть превращена в немецкую колонию и заселена немцами, а украинский народ подлежал уничтожению и порабощению. Немецкими захватчиками на территории Украинской ССР было умерщвлено свыше четырех миллионов советских граждан.
Подсудимый генерал-лейтенант полиции Шеер, участвовавший в июне 1942 г. на совещании в ставке Гиммлера, на допросе 20 декабря 1945 г. показал: «Гиммлер сделал полуторачасовой доклад, в котором дал установку на массовое уничтожение советских граждан… Гиммлер говорил, что наша задача заключается в том, чтобы очистить территорию Украины для будущего переселения немцев. Для этой цели мы должны вести массовое истребление советских граждан – украинцев… Гиммлер дал нам указание, что для достижения этой цели необходимо как можно больше арестовывать и уничтожать мирных советских граждан под видом борьбы с антигерманским движением».
Шеер также показал, что «…Гиммлер обязал всех руководителей карательных органов обеспечить вывоз из Украины продуктов питания и скота для Германии и немецкой армии. Он говорил, что на Украине нужно забрать все продовольствие и скот оставить только минимум для украинцев, чтобы они могли пока существовать и работать на нас. Гиммлер также дал указание подчинить и перестроить экономику Украины для нужд Германии и полностью вывезти продукцию уцелевших предприятий».
С первых же дней вступления на территорию Украинской ССР немецкие захватчики, исходя из человеконенавистнической расовой теории, систематически истребляли и истязали мирное население, организовали сеть лагерей и концлагерей, удушали людей газом в специальных закрытых автомашинах (душегубках), бросали еще живых в ямы вместе с расстрелянными и закапывали; выкалывали глаза, пытали раскаленным железом, травили собаками, расстреливали детей на глазах их родителей.
Чрезвычайной государственной комиссией установлено, что в конце сентября 1941 г. только в Бабьем Яру г. Киева немцы произвели одновременно расстрел 70 000 граждан еврейской национальности. В результате преступной расправы с мирным советским населением в Киевской области за период оккупации было уничтожено 216 тысяч человек.
Подсудимый, бывший комендант тыла 6-й немецкой армии Буркхардт на допросе 13 декабря 1945 г. показал: «…Назвать точные цифры расстрелянных и повешенных советских людей в Донбассе я затрудняюсь, так как учета не вел, однако, я считал, чем больше будет уничтожено советских граждан, тем легче стало бы нам, немцам, проводить свою колониальную политику в оккупированных советских районах». В г. Макеевке Сталинской области было истреблено свыше 8000 советских граждан, в Краматорске – свыше 6000, а всего по Сталинской области – 174 416 человек.
Актами Чрезвычайной государственной комиссии установлено, что по г. Львову и Львовской области было истреблено свыше 550 000 человек советских граждан. Подсудимый, бывший оберефрейтор дивизии СС «Викинг» Изенман показал, что только одно его отделение в начале июля 1941 г. в течение двух дней во Львове произвело четыре облавы, в результате которых было собрано и расстреляно 800 советских граждан, из коих 120 человек расстрелял он лично. В июле 1941 г. Изенман в г. Бердичеве участвовал в расстреле 850 советских граждан и сам расстрелял до 120 человек. Подсудимый, бывший оберефрейтор 73 отдельного саперного батальона 1 германской танковой армии Лауэр, тогда же находившийся во Львове, принимал участие в расстреле около 300 советских граждан.
В ноябре 1941 г. немецко-фашистские захватчики расстреляли в г. Ровно 25 000 мирных советских граждан. Подсудимый, бывший вахмистр отдельного полицейского батальона «Остланд» Драхенфельс-Калювери, 10 декабря 1945 г. показал: «Наша рота «Остланд», в которой я был, командованием батальона была предназначена для оцепления местности, где непосредственно производился расстрел и конвоирование местных жителей к месту расстрела из г. Ровно… Всего за два дня в этом месте было расстреляно местных советских граждан приблизительно до 25 000 человек».
На территории оккупированной Украины немецко-фашистские захватчики издавали приказы, устанавливающие жестокий режим для местного населения. При этом санкции всех этих приказов неизменно предусматривали расстрел по разным поводам: за появление на улице после установленного времени, за недостаточное затемнение окон, за уклонение от выезда в Германию на каторгу, за несдачу совершенно непосильных поставок сельхозпродуктов, за оказание какой-либо помощи незнакомому человеку, за слушание радиопередач, за содержание голубей.
О том, как подобные приказы выполнялись, обвиняемый Шеер 29 декабря 1945 г. показал: «…Я приказал, чтобы при появлении какого-либо на улице в ночное время после первого оклика стреляли. В связи с этим в городе каждую ночь полицейскими патрулями расстреливалось много советских граждан. Не было ни одного случая, чтобы мне доносили о задержании в ночное время, как видно таких и не было, потому что все появлявшиеся на улице после наступления темноты расстреливались… Такое положение существовало не только в Киеве, но и в других городах: Полтаве, Кременчуге, Белой Церкви, Умани, Васильковке, Черкассах, Смелее, Прилуках, Лубнах». Как показал Шеер, его полицейские только по г. Киеву каждую ночь расстреливали 8–10 человек.
О зверском истреблении советских людей и уничтожении сел дал подробные показания подсудимый, бывший комендант межрайонной Бородянской комендатуры Валлизер. С января по октябрь 1943 г. он арестовал свыше 700 советских граждан, которые были подвергнуты страшным пыткам и затем расстреляны, а часть из них сожжены живьем. Истребление советских людей, разорение сел и полное их уничтожение Валлизер сопровождал неслыханной жестокостью и варварством. В апреле 1943 г. он выехал с карательным отрядом в район села Кодра, задержал в лесу близ села 370 советских граждан, которые были по его приказанию расстреляны, 70 человек из них до расстрела подвергнуты мучительным пыткам. Село Кодра было полностью сожжено, имущество местных жителей разграблено, а местное население угнано в германское рабство.
В момент отступления немецкой армии в сентябре 1943 г., командир роты полевой жандармерии подсудимый Иогшат, осуществляя насильственный угон граждан г. Артемовска, отдал приказ стрелять в безоружную толпу людей, при этом было убито около 3 000 мирных жителей. Иогшат по этому поводу показал, что он: «…Разъезжая на своей легковой автомашине по улицам г. Артемовска, контролируя выполняемые операции, как только замечал, где собиралась группа советских граждан, останавливал машину и прямо с автомашины из пистолета расстреливал обнаруженную мною группу. Таких случаев было не мало».
Фашистские варвары поставили перед собой цель ликвидировать культуру народов Советского Союза, в том числе и культуру украинского народа. Они разрушили на Украине 151 музей, все картинные галереи и вывезли из них все ценные экспонаты. Разрушили и осквернили заповедник и могилу Тараса Шевченко в Каневе. Сожгли и взорвали огромное количество школ, институтов, больниц, культурных учреждений.
5 ноября 1943 г. немцы сожгли и взорвали один из старейших центров украинской культуры – Киевский государственный университет им. Шевченко, основанный в 1834 г. В огне погибли величайшие культурные ценности, служившие основой научно-учебной работы университета.
Глумясь над религиозными чувствами людей, немецкие захватчики взорвали, разрушили и превратили в конюшни большое количество монастырей, церквей и молитвенных домов, вывезли оттуда все ценности, разграбили величайший памятник славянских народов – Софийский собор.
3 ноября 1941 г. взорвали Успенский собор Киево-Печерской лавры. Как установлено следствием, решение о взрыве Киево-Печерской лавры немцы приняли задолго до 3 ноября 1941 г. Немцы предварительно заминировали Успенский собор и другие корпуса и ждали удобного момента. В ноябре 1941 г. Киево-Печерскую лавру посетил президент государства-сателлита нацистской Германии — Первой Словацкой республики Йозеф Тисо. После того, как Тисо 3 ноября 1941 г. вышел из лавры, она была взорвана. Впоследствии взрыв лавры немцы приписывали советским патриотам, якобы, готовившим покушение на Тисо. Для того чтобы этот взрыв можно было впоследствии выдать как антигерманский акт, обычная охрана лавры была заменена специальной охраной из частей, подчиненных подсудимому Шееру.
Военный трибунал Киевского военного округа приговорил: Шеера, Буркхардта, фон Чаммера, Хейниша, Валлизера, Трукенброта, Геллерфорта, Кноль, Беккенгофа, Изенмана, Иогшата и Майера к смертной казни через повешение; Лауэра – к каторжным работам сроком на срок двадцать лет; Шаделя и Драхенфельс-Кальювери – к каторжным работам сроком на пятнадцать лет каждого.
Изображение (фото): Госархив ДНР, ГА РФ, РГАНИ
Исторические события: