20 января 1944 года войска Красной армии освободили Великий Новгород от немецко-фашистских захватчиков. Взору предстал разрушенный во время оккупации древний город. Софийский собор, являвшийся одной из первых каменных христианских построек в России, был разграблен. Стены и своды храма пробиты снарядами, листовое золото с куполов вместе с медными листами варварски содрано и расхищено захватчиками. В Новгороде во время оккупации располагался инженерный корпус испанской «Голубой дивизии», воевавший на стороне нацистской Германии, и им, как один из трофеев, был вывезен в Испанию крест главного купола Софии, возвращенный в Россию только 16 ноября 2004 г.
Новгородский Софийский собор является шедевром средневековой архитектуры, наиболее ранним из сохранившихся древнерусских храмов и средоточием православия в Великом Новгороде. Дискуссионным представляется мнение о существовании деревянной церкви Святой Софии – предшественницы каменного Софийского собора. В Никоновскую летопись вошли сведения из новгородских летописей о том, что в 1046 г. церковь Святой Софии была заложена святым князем Владимиром, а в 1049 г. она сгорела.
Строительство каменного собора началось в 1045 г. и продолжалось, по свидетельству большинства летописей, до 1050 г., но встречается и другая дата окончания строительства – 1052 г. Строился Софийский собор русскими и византийскими мастерами. Свидетельства о строительстве собора отложились не только в памятниках книжности – Софийский собор знаменит и многочисленными кириллическими и, что очень примечательно, глаголическими граффити, содержащими отрывки из Святого Писания, деловые заметки; есть и рисунки.
Почти 40-метровый храм был огромным по средневековым меркам. Его окружали дубовые стены Кремля, деревянные дома и дворы еще молодого города, располагавшиеся на берегу реки Волхов, бывшей тогда частью оживленного торгового маршрута. Посвящение собора Софии – это посвящение Премудрости Божьей, которое отсылает к Софии Константинопольской и к еще более древнему храму премудрости, построенному царем Соломоном.
Софийский собор стал для новгородцев своего рода местом памяти, важной вехой в формировании их идентичности. Уже в 30-х гг. XII в. София перестала быть только княжеским храмом, превратившись в главный храм Новгородской вечевой республики. В удельный период Новгород не имел своей собственной княжеской династии, а князья приглашались сюда по решению веча.
Собор Святой Софии почитался не только новгородцами, но и князьями, которых вече приглашало к себе на правление. На стене собора сейчас можно обнаружить табличку, указывающую, что здесь перед битвой со шведами молился князь Александр Невский. Это указание основано на летописных и житийных описаниях знаменитой Невской битвы 1240 г.: «Александр Ярославич, слышав словеса сия и розгореся духом, и вниде в церковь святыя Софии, и паде на налоне пред святым олтарем, моляся со слезами Господу Богу и пречистей Богородицы дати ему помощь, и паке рече: “Ты, Господи Боже, повелевый не преступати в чюжие пределы никому же, суди, Господи, и сему и возбрани ему преступати в чюжия пределы”. Та же, встав и пришед, поклонися архиепископу Спиридону, и благословися у него, и изыде из церкви, и укрепи воинство свое, и рече: “Не в силе Бог, но в правде”».
Средневековые новгородцы, любуясь древними фресками храма, создавали легенды и сказания об иконах и отдельных изображениях стенной живописи: изображении Спаса в куполе или иконе Спаса царя Мануила в иконостасе Софийского собора. Обе легенды пытаются объяснить необычные иконографические типы – особенности изображения. Сказание о Спасе в куполе дает подробные сведения о «мерах» изображения: «очи – по 2 пяди, рука, сжатая длань – 6 пядей, а простертая длань – 8 пядей, подпись «Иисус Христос» – по 14 пядей, нос – длина пол 4 пяди». Согласно тексту сказания, константинопольские иконописцы изобразили в куполе Спасителя Иисуса Христа с благословляющей рукой. На следующий день епископ Лука пришел и увидел, что образ Господень написан без благословляющей руки. После этого иконописцы снова три утра писали благословляющую руку, а на четвертое раздался глас от образа Господня, который повелел писать его не с благословляющей, а со сжатой рукою, «так как в этой руке держу я сей Великий Новгород, а когда рука моя разожмется, тогда и городу сему придет конец». Вероятно, легенда эта, созданная в XV–XVI вв., отражала неспокойную атмосферу в Новгороде, переживавшем присоединение к Москве.
Память о Софийском соборе увековечена в названиях многих известных книжных памятников, созданных в Новгороде, таких как «Софийская летопись» или «Софийской список Великих Четьи Миней». При кафедральном храме Новгородской епархии имелся скрипторий (рукописная мастерская), где велась литературная работа. При Софийском соборе до конца новгородской независимости были созданы многие памятники литературы богословской, апокрифической, канонической и церковно-учительской направленности. Многие из этих рукописей были вкладом в библиотеку Софийского собора, которая существовала с XI–XII вв.
Особым памятником русской книжной культуры являются созданные книги по инициативе митрополита (а тогда еще владыки новгородского) Макария. Создание Софийского свода «Великих Четьих-Миней» началось в Новгороде в 1529/30 г. и длилось в течение 12 лет. По свидетельству вкладных записей, 12 книг Софийского списка были вложены Макарием в новгородский Софийский собор «на помин души» его родителей в 1541 г. 12 книг Успенского списка Макарий вложил «на память своей души и по своих родителех в вечный поминок» в Успенский Кремлевский собор в 1552 г. Софийский список составлялся при новгородском архиепископском доме Макария трудами «многих различных писарей» и книжников, не только переписывавших произведения, но и переделывавших их и осуществлявших новые переводы и «исправления» по греческим оригиналам.
Еще одним сокровищем, созданным в Софийском соборе, является древнейшая из сохранившихся на Руси рукописных книг – Остромирово Евангелие. Книга была изготовлена в 1056–1057 гг. и использовалась для богослужений в соборе. В настоящий момент Евангелие хранится в Российской национальной библиотеке в Санкт-Петербурге.
Авторы: Н.Ю. Болотина, к.и.н., Е.С. Евдокимова, Российский государственный архив древних актов (РГАДА).
Изображение (фото): из открытых источников, РГАДА
Исторические события:
Участники событий и другие указанные лица: