05.03.2024 11:22
Новости.
Просмотров всего: 4801; сегодня: 5.

5 марта 1958 года реактивный самолет Як-28 совершил свой первый полет

5 марта 1958 года реактивный самолет Як-28 совершил свой первый полет

Советский многоцелевой сверхзвуковой реактивный военный самолет Як-28 совершил первый полет 5 марта 1958 года. Як-28 стал первым в СССР крупносерийным сверхзвуковым фронтовым бомбардировщиком. Выпускался в модификациях фронтового бомбардировщика, перехватчика, разведчика, самолета радио-электронной борьбы, учебно-тренировочного самолета.

В модификации бомбардировщик был носителем тактического ядерного оружия. Самолет создан на базе Як-26. Серийный Як-28Б впервые был продемонстрирован публике на авиационном параде в Тушино в 1961 году. Серийное производство было завершено в 1971 году. Всего было построено 1 180 самолетов.

Различные модификации Як-28 стояли на вооружении на всей территории СССР, а также в Западной группе войск, в Польской Народной Республике и ГДР, в частях разведывательной авиации, истребительно-бомбардировочной и авиации ПВО до 1992 года.

Несмотря на довольно большое количество построенных и эксплуатировавшихся в строевых частях самолетов, официально на вооружение он принят так и не был, отчасти потому, что во время одного из демонстрационных полетов Государственной комиссии произошла катастрофа - самолет разрушился при полете на сверхзвуке. На экспорт Як-28 не поставлялся.

Все модификации отличались высокой аварийностью. В 1973-1974 годах в ГК НИИ ВВС была проведена специальная работа по обобщению материалов всех тяжелых летных происшествий с Як-28 и затем разработана программа летных экспериментов, в которых повторялись обстоятельства катастроф. В результате проведенных испытаний было признано, что причиной большинства катастроф следует считать человеческий фактор.

Летчики ВВС ГДР 6 апреля 1966 года на Як-28П совершили подвиг. Капитан Борис Капустин и старший лейтенант Юрий Янов ценой своих жизней отвели самолет с отказавшими двигателями от жилого массива около западного Берлина. Посмертно герои были награждены орденами Красного Знамени. Тела Капустина и Янова вместе с обломками самолета были подняты из озера Штессензе британскими войсками. Британцы сняли с Як-28 антенну БРЛС «Орел-Д» и подвергли ее тщательному изучению.

Бомбардировщики Як-28И 668-го БАП города Тукумс, Латвия, 9 ноября 1975 года принимали участие в преследовании СКР «Сторожевой», команда которого оказала вооруженное проявление неподчинения. Три самолета вышли на цель, причем каждый на свою: в результате бомбометания две бомбы взорвались вблизи кормы БПК «Сторожевой» и корабль застопорил ход. Як-28 в модификации самолета-разведчика ограниченно использовались во время Афганской войны.

В эксплуатации самолет оказался достаточно сложным и в значительной степени отказным, несмотря на почти полное отсутствие какой-либо автоматики. На протяжении всей эксплуатации машины действовала масса ограничений, в том числе был запрещен сложный пилотаж и штопор. Из-за несинхронного розжига, а также периодического самовыключения форсажа разрешался взлет только на максимальном бесфорсажном режиме работы двигателей.

Для предотвращения этого явления на самолет установили систему - автомат курса АК-2А, который в случае появления разнотяга двигателей автоматически отклонял руль направления, парируя разворот самолета в сторону отказавшего двигателя. На практике автомат курса оказался ненадежен, и из-за его ненормальной работы произошло немало катастроф. Долгое время вызывала нарекания система выпуска закрылков. Проблема впоследствии была решена установкой более мощного гидропривода.

Тем не менее, самолет пользовался уважением в среде авиаторов. Особый восторг вызывала впечатляющая тяговооруженность - при взлете без вооружения, с розжигом форсажей, самолет мог набирать высоту практически вертикально.

Фюзеляж самолета оказался достаточно слаб и при полной загрузке деформировался, при этом невозможно было закрыть фонари. Поэтому приходилось сначала сажать летчика и штурмана, закрывать кабины и только потом заправлять самолет и подвешивать боеприпасы. Кроме того, малый просвет между фюзеляжем и бетонным покрытием аэродрома не позволял подвешивать бомбы крупного калибра. Пришлось строить на стоянках специальные закрывающиеся «ямы», либо устанавливать самолет на подъемники.

Изображения из открытых источников.


Исторические события:


5 марта 1958 года реактивный самолет Як-28 совершил свой первый полет

5 марта 1958 года реактивный самолет Як-28 совершил свой первый полет

5 марта 1958 года реактивный самолет Як-28 совершил свой первый полет


Ньюсмейкер: Альянс Медиа Центр — 9001 публикация
Сайт: rus.team/events/reaktivnyy-samolet-yak-28-sovershil-pervyy-polet
Поделиться:

Интересно:

История ювелирного дела в России
21.11.2024 17:36 Аналитика
История ювелирного дела в России
С древних времен людей привлекают изделия из драгоценных металлов. Современные ювелиры в основном специализируются на изготовлении украшений, но исторически эти мастера также производили столовое серебро, декоративную и полезную утварь, а также церемониальные и религиозные предметы...
Аэронавты, совершившие первый в истории полет на воздушном шаре
21.11.2024 09:04 Новости
Аэронавты, совершившие первый в истории полет на воздушном шаре
241 год назад состоялся первый в истории полет человека на воздушном шаре, который изобрели братья Монгольфье. 21 ноября 1783 года из замка в окрестностях Парижа в полет на чудо-аппарате диаметром 15,5 метра и высотой 24 метра, отправились французы - физик Жан-Франсуа Пилатр де Розье и маркиз...
В РФ более 6,7 млн женщин ведут деятельность как ИП или самозанятая
20.11.2024 13:56 Аналитика
В РФ более 6,7 млн женщин ведут деятельность как ИП или самозанятая
В России осуществляют деятельность 4,22 млн индивидуальных предпринимателей, из которых 1,75 млн – женщины. Доля женского предпринимательства среди ИП последние годы относительно стабильна и составляет 41,5%, говорится в исследовании Корпорации МСП, приуроченном ко дню женского...
Что ждет участников Московской молодежной антарктической экспедиции
20.11.2024 11:37 Мероприятия
Что ждет участников Московской молодежной антарктической экспедиции
В столице объявили участников Московской молодежной антарктической экспедиции. По итогам отбора количество мест было увеличено с 11 до 13. Теперь школьники и студенты колледжей смогут отправиться в уникальное путешествие на самый недоступный континент нашей...
О введении в России бумажных денег (ассигнаций) в XVIII веке
20.11.2024 10:05 Аналитика
О введении в России бумажных денег (ассигнаций) в XVIII веке
29 декабря 1768 г. (9 января 1769 г.) Императрица Екатерина II издала Манифест об основании двух ассигнационных банков и выпуске ассигнаций. На учреждённые в Санкт-Петербурге и Москве банки был возложен обмен медных денег на государственные ассигнации четырёх достоинств:...