29.11.2023 11:21
Персоны.
Просмотров всего: 8384; сегодня: 2.

К 140-летию со дня рождения Л.М. Галлера

К 140-летию со дня рождения Л.М. Галлера

Адмирал Лев Михайлович Галлер остается одним из самых недооцененных советских военно-морских военачальников. Бывший офицер царского флота, участник Первой мировой, Гражданской и Великой Отечественной войн, более 30 лет Л.М. Галлер провел на службе в советском военно-морском флоте и внес большой вклад в его становление и развитие. Его отличали высочайшая ответственность, порядочность, уважительное отношение к сослуживцам, верность и преданность своему делу. Целиком отдававшийся службе моряк был известен и уважаем на флоте.

Галлер родился 17 (29) ноября 1883 г. в семье потомственного дворянина, начальника Выборгского крепостного управления полковника Михаила Галлера. Мать, Юлия Паукер, уроженка г. Выборга, дочь лютеранского пастора Паукера, выросла в немецко-шведской семье. С ее помощью дети, а их в семье Галлеров было семеро, изучили немецкий и скандинавские языки, хотя в доме доминировал русский язык и литература, приобщились к музыке. Служебная деятельность отца заставляла семейство Галлеров переезжать из Выборга в Кронштадт, затем в Очаков, Тифлис и, наконец, в Петербург. Отец мечтал видеть сына крепостным инженером, продолжателем его профессии, хотел определить его в Санкт-Петербургское Инженерное училище, но любовь к морю, мечты о дальних плаваниях, вопреки желанию отца, стали решающими для молодого человека в выборе профессии. Окончив с отличием Тифлисскую гимназию, летом 1902 г. он успешно сдал экзамены и был зачислен в младший специальный класс Морского кадетского корпуса.

21 февраля 1905 г. старший гардемарин Лев Галлер досрочно, в связи с русско-японской войной, был выпущен из корпуса с чином мичмана. Свои первые плавания в должности вахтенного офицера он совершил на крейсере II ранга «Азия», старом тихоходном корабле Балтийского флота. Однообразие службы на «Азии», учебных судах «Генерал-адмирал» и «Герцог Эдинбургский» утомляло. Наконец, летом 1907 г. последовал перевод на современный военный корабль – эскадренный броненосец «Слава» (впоследствии линейный корабль). В составе учебного отряда Балтийского флота «Слава» отправилась в заграничное плавание вокруг Европы в Средиземное море. 13 декабря 1908 г. на борту броненосца Льву Галлеру были вручены лейтенантские погоны, а через несколько дней он с командой корабля принял участие в спасении жителей итальянского г. Мессина, пострадавших от землетрясения. За отличие в спасении жителей Мессины Л.М. Галлер получил свою первую награду – орден Св. Станислава 3-й степени. В сентябре 1911 г. он поступил в Артиллерийский офицерский класс, после его окончания летом 1912 г. был произведен в старшие лейтенанты и назначен артиллерийским офицером на линкор «Андрей Первозванный». С 1915 г. он занимал должность флагманского артиллериста 2-й бригады линейных кораблей Балтийского флота и в том же году на «Славе» принял боевое крещение при отражении атаки германских дредноутов в Ирбенском проливе. Будучи старшим офицером «Славы», 4 октября 1917 г. принял участие в Моонзундском сражении, после которого поврежденный корабль был взорван и затоплен.

Октябрьскую революцию капитан 2 ранга Л. Галлер встретил в должности командира эскадренного миноносца «Туркменец-Ставропольский» и решительно сделал свой выбор, перейдя на сторону Советской власти во имя служения Родине и народу. Весной 1918 г., участвуя в Ледовом походе Балтийского флота, привел эсминец «Туркменец-Ставропольский» из Гельсингфорса в Кронштадт, в 1919 г. участвовал в обороне Петрограда от интервентов и белогвардейцев.

После окончания Гражданской войны Л.М. Галлер включился в работу по восстановлению морской силы Советской республики. В апреле 1921 г., уже будучи опытным специалистом, он был назначен начальником штаба Морских сил Балтийского моря и в течение последующих шести лет всего себя посвятил восстановлению и строительству флота: руководил первыми маневрами Красного флота, участвовал в разминировании Кронштадтских фарватеров, разрабатывал новую схему организации боевой подготовки флота. Он поддерживал идею создания сбалансированного флота, в состав которого должны были входить крупные корабли, вспомогательные суда, авиация и морская пехота.

В 1924–1925 гг. при участии Галлера были совершены учебные плавания вокруг Скандинавии двух кораблей: крейсера «Аврора» и учебного судна «Комсомолец». В 1926 г. вышло постановление Совета Труда и Обороны по программе военного кораблестроения, которое Галлер оценил как переломный момент в истории советского военного кораблестроения. В этом же году он окончил Курсы усовершенствования высшего командного состава при Военно-морской академии и приказом Революционного военного совета (Реввоенсовета) СССР от 17 ноября 1927 г. назначен командиром дивизии линейных кораблей Морских сил Балтийского моря.

Об авторитете Галлера в то время можно судить по воспоминаниям наркома Военно-Морского Флота (ВМФ) СССР Н.Г. Кузнецова, который писал: «К этому времени на флотах было уже немало заслуженных руководителей соединений различных кораблей, но более популярного и известного, чем Л.М. Галлер, трудно припомнить». Под его руководством в декабре 1929 г.–январе 1930 г. состоялся переход линкора «Парижская Коммуна» и крейсера «Профинтерн» из Балтики вокруг Европы в Черное море. За успешное проведение операции в тяжелых условиях зимнего времени от имени Реввоенсовета Лев Михайлович был награжден золотыми часами.

В 1932 г. Л.М. Галлер вступил в должность командующего Морскими силами Балтийского моря. В это время флот стал пополняться новыми кораблями, повышались требования к оперативно-технической подготовке командного состава, готовился к изданию боевой устав Военно-морских сил Рабоче-Крестьянской Красной Армии (РККА) и ряд других важных оперативных документов. Лев Михайлович принимал в этой работе самое активное участие. В 1935 г. Галлеру было присвоено звание флагмана флота 2 ранга. В 1937 г. он был назначен заместителем начальника Морских сил РККА, а в январе 1938 г. – начальником Главного морского штаба. Весной 1939 г. новым наркомом ВМФ стал 34-летний Николай Герасимович Кузнецов, который нашел в лице Галлера опытного наставника и единомышленника. «Лев Михайлович знал состояние всех флотов лучше всех и оказал мне неоценимую услугу в ознакомлении с делами Наркомата и флотов. В Наркомате на нем держалось буквально все повседневное руководство флотом. Занимаясь руководством оперативной и боевой подготовки, он пользовался безграничным доверием высшего руководства флотом», – вспоминал Н.Г. Кузнецов.

В мае 1940 г. Л.М. Галлеру присвоено звание адмирала, а за полгода до начала войны он был назначен заместителем наркома ВМФ СССР по кораблестроению и вооружению. Совместно с Н.Г. Кузнецовым он разработал систему оперативной готовности флотов, благодаря которой в первые дни войны не было потеряно ни одного корабля. Все годы Великой Отечественной войны Л.М. Галлер руководил созданием новых типов морской боевой техники, внедрением технических новшеств, в т.ч. методов обезвреживания мин, серийным строительством боевых катеров, передислокацией кораблей с Балтики и Тихого океана на Север, обеспечением союзнических поставок по программе ленд-лиза. За годы службы в советском флоте Л.М. Галлер был награжден тремя орденами Ленина, четырьмя орденами Красного Знамени, орденом Красной Звезды, был удостоен высшей флотской награды – двумя орденами Ушакова I-й степени.

Однако после войны с новой силой вспыхнули репрессии против высшего командования флотом. По сфабрикованному «адмиральскому делу» Н.Г. Кузнецов, Л.М. Галлер, В.А. Алафузов и Г.А Степанов были обвинены в передаче секретной военной информации Англии и США. В декабре 1947 г. суд чести Военно-Морского Флота признал адмиралов виновными; по решению Военной коллегии Верховного суда СССР Л.М. Галлер был приговорен к тюремному заключению. В июне 1950 г. он скончался. Место его захоронения до сих пор не установлено. Постановлением Совета Министров СССР от 13 мая 1953 г. Лев Михайлович Галлер полностью реабилитирован и восстановлен в звании адмирала посмертно. В 1999 г. на Арском кладбище г. Казани в торжественной обстановке была открыта символическая могила и памятник легендарному адмиралу.

В Российском государственном архиве Военно-Морского флота (РГАВМФ) хранятся различные документы о службе Л.М. Галлера, начиная с поступления в Морской кадетский корпус и заканчивая службой в должности начальника Главного морского штаба. Среди них послужные списки, аттестации, характеристики, приказы о назначениях и перемещениях по службе штаба Морских сил Балтийского моря и наркомата Военно-Морского Флота СССР, материалы из фонда Центрального военно-морского музея, фотографии и воспоминания из личного фонда А.И. и С.А. Зониных.

Текст: Е.А. Прохорова, Российский государственный архив Военно-Морского Флота (РГАВМФ).


Исторические события:


Начальник Морских сил Балтийского моря Лев Михайлович Галлер в рабочем кабинете. Не ранее 1935 г. Фотография. РГАВМФ
Начальник Морских сил Балтийского моря Лев Михайлович Галлер в рабочем кабинете. Не ранее 1935 г. Фотография. РГАВМФ

Прошение инженера генерал-майора Михаила Галлера директору Морского кадетского корпуса о зачислении в корпус сына Льва Галлера. 23 марта 1902 г. Подлинник. РГАВМФ
Прошение инженера генерал-майора Михаила Галлера директору Морского кадетского корпуса о зачислении в корпус сына Льва Галлера. 23 марта 1902 г. Подлинник. РГАВМФ

Вид итальянского города Мессина после землетрясения. Фотография сделана с линейного корабля «Слава» в 8 часов утра. 16 декабря 1908 г. РГАВМФ
Вид итальянского города Мессина после землетрясения. Фотография сделана с линейного корабля «Слава» в 8 часов утра. 16 декабря 1908 г. РГАВМФ

Из аттестации флагманского артиллериста штаба 2-й бригады линейных кораблей Балтийского флота старшего лейтенанта Льва Галлера. 15 августа 1915 г. Подлинник. РГАВМФ
Из аттестации флагманского артиллериста штаба 2-й бригады линейных кораблей Балтийского флота старшего лейтенанта Льва Галлера. 15 августа 1915 г. Подлинник. РГАВМФ

Эскадренный миноносец «Туркменец-Ставропольский» на рейде. 1912–1914 гг. Фотография. РГАВМФ
Эскадренный миноносец «Туркменец-Ставропольский» на рейде. 1912–1914 гг. Фотография. РГАВМФ

Основной послужной список военного моряка, начальника штаба Морских сил Балтийского моря Л.М. Галлера (фрагмент). 5 июля 1922 г. Подлинник. РГАВМФ
Основной послужной список военного моряка, начальника штаба Морских сил Балтийского моря Л.М. Галлера (фрагмент). 5 июля 1922 г. Подлинник. РГАВМФ

Сообщение газеты «Красный Балтийский флот» № 198 о назначении командира соединения линейных кораблей Л.М. Галлера командующим Морскими силами Балтийского моря. 28 августа 1932 г. Газета. РГАВМФ
Сообщение газеты «Красный Балтийский флот» № 198 о назначении командира соединения линейных кораблей Л.М. Галлера командующим Морскими силами Балтийского моря. 28 августа 1932 г. Газета. РГАВМФ

Полномочный представитель СССР в Польше Я.Х. Давтян и начальник Морских сил Балтийского моря Л.М. Галлер (в центре) во время визита эскадры МСБМ в Гдыню (Польша) с 1 по 10 сентября 1934 г. РГАВМФ
Полномочный представитель СССР в Польше Я.Х. Давтян и начальник Морских сил Балтийского моря Л.М. Галлер (в центре) во время визита эскадры МСБМ в Гдыню (Польша) с 1 по 10 сентября 1934 г. РГАВМФ

Приказ народного комиссара Военно-Морского флота № 03 л/с о назначении Л.М. Галлера начальником Главного морского штаба РККФ. 11.01.1938. РГАВМФ
Приказ народного комиссара Военно-Морского флота № 03 л/с о назначении Л.М. Галлера начальником Главного морского штаба РККФ. 11.01.1938. РГАВМФ

Адмирал Галлер Лев Михайлович. [1944–1945 гг.] Фотография. РГАВМФ
Адмирал Галлер Лев Михайлович. [1944–1945 гг.] Фотография. РГАВМФ


Ньюсмейкер: Альянс Медиа Центр — 8991 публикация
Сайт: vk.com/rusarchives?w=wall-164851212_6309
Поделиться:

Интересно:

История ювелирного дела в России
21.11.2024 17:36 Аналитика
История ювелирного дела в России
С древних времен людей привлекают изделия из драгоценных металлов. Современные ювелиры в основном специализируются на изготовлении украшений, но исторически эти мастера также производили столовое серебро, декоративную и полезную утварь, а также церемониальные и религиозные предметы...
Аэронавты, совершившие первый в истории полет на воздушном шаре
21.11.2024 09:04 Новости
Аэронавты, совершившие первый в истории полет на воздушном шаре
241 год назад состоялся первый в истории полет человека на воздушном шаре, который изобрели братья Монгольфье. 21 ноября 1783 года из замка в окрестностях Парижа в полет на чудо-аппарате диаметром 15,5 метра и высотой 24 метра, отправились французы - физик Жан-Франсуа Пилатр де Розье и маркиз...
В РФ более 6,7 млн женщин ведут деятельность как ИП или самозанятая
20.11.2024 13:56 Аналитика
В РФ более 6,7 млн женщин ведут деятельность как ИП или самозанятая
В России осуществляют деятельность 4,22 млн индивидуальных предпринимателей, из которых 1,75 млн – женщины. Доля женского предпринимательства среди ИП последние годы относительно стабильна и составляет 41,5%, говорится в исследовании Корпорации МСП, приуроченном ко дню женского...
Что ждет участников Московской молодежной антарктической экспедиции
20.11.2024 11:37 Мероприятия
Что ждет участников Московской молодежной антарктической экспедиции
В столице объявили участников Московской молодежной антарктической экспедиции. По итогам отбора количество мест было увеличено с 11 до 13. Теперь школьники и студенты колледжей смогут отправиться в уникальное путешествие на самый недоступный континент нашей...
О введении в России бумажных денег (ассигнаций) в XVIII веке
20.11.2024 10:05 Аналитика
О введении в России бумажных денег (ассигнаций) в XVIII веке
29 декабря 1768 г. (9 января 1769 г.) Императрица Екатерина II издала Манифест об основании двух ассигнационных банков и выпуске ассигнаций. На учреждённые в Санкт-Петербурге и Москве банки был возложен обмен медных денег на государственные ассигнации четырёх достоинств:...