05.04.2023 13:43
Новости.
Просмотров всего: 19850; сегодня: 13.

Реликвии летчика сохранят память о «Нормандии-Неман»

Реликвии летчика сохранят память о «Нормандии-Неман»

В фондах Музея Победа хранятся личные вещи Мориса Гидо — летчика легендарного советско-французского авиаполка «Нормандия-Неман».

«Комплект вещей в Музей Победы предала его дочь — Анн-Мари Гидо», — рассказала заведующая отделом фондов Музея Победы Ирина Черкашенинова.

Среди переданных раритетов — авиационные часы, компас, кортик, нашивки, значки, фотоархив и другие вещи.

Бортовые авиационные Zenith (1934) Морис Гидо использовал в полете для отсчета текущего времени в часах, минутах и секундах. Данная модель отличалась простотой и удобством в использовании, уточнила хранитель.

Призматический армейский компас был изготовлен во Франции в 1930-е годы. Крышка компаса имеет зрительное увеличительное окошко, позволяющее определять азимут с точностью до одного градуса. Компас данной модели был изобретен в конце XIX века британским полковником Уильямом Куэлом Вернером.

Традиция носить кортики характерна для военно-воздушных сил многих стран мира. Кортики были  популярны среди офицеров авиации и в России, отметили в Музее Победы.

Также среди реликвий Мориса Гидо в фондах музея хранятся нашивка с эмблемой авиаполка «Нормандия-Неман» и изображением знака классной квалификации ВВС СССР «Военный летчик 1-го класса» и  сам знак «Военный летчик 1-го класса».

«Нормандия-Неман» — легендарный советско-французский авиаполк, воевавший на фронтах Великой Отечественной в период с 1943 по 1945 год. За годы войны летчики этого полка совершили свыше пяти тысяч боевых вылетов, провели около 900 воздушных боев и сбили почти 300 самолетов противника.

Морис Гидо (1915–1983) прослужил в «Нормандии-Неман» с 17 октября 1944 года по 8 мая 1945 года. Участвовал в боях в Восточной Пруссии и штурме Кенигсберга. Сбил четыре самолета. После визита генерала Шарля де Голля в СССР ряд пилотов первого состава Нормандии убыли в отпуск во Францию.

Морис Гидо летал на знаменитой «шестерке», самолете Героя Советского Союза Марселя Альбера. На этом самолете он был подбит 20 декабря 1944 года, но, несмотря на повреждение мотора, долетел до советской территории, где сел «на брюхо». Его самолет врезался в дерево, а сам Морис Гидо получил ранения и повреждение позвоночника. Несмотря на это, он продолжил летать. Вторично был ранен в январе 1945 года. За проявленный героизм и мужество награжден советским командованием орденом Отечественной войны I степени, медалями «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.» и «За взятие Кенигсберга».

После окончания войны Морис Гидо с авиаполком участвовал в триумфальном возвращении во Францию (Париж, аэродром Ле Бурже) на самолетах Як-3, подаренных французским летчикам Иосифом Сталиным. Затем около пяти лет служил в пилотажной группе, ныне известной как «Патруль де Франс».

С 1954 по 1955 год участвовал в боевых действиях в Индокитае. В феврале 1955 года был назначен командиром авиабазы Вьентьян (Королевство Лаос), принимал участие в создании первого военного летного училища, за что был награжден высшей правительственной наградой королевства «Орденом миллиона слонов и Белого зонтика». В 1962 году в звании полковника авиации вышел в отставку и работал инструктором по подготовке летчиков частных самолетов.

Фото: РИА "Победа РФ".


Реликвии летчика сохранят память о «Нормандии-Неман»

Реликвии летчика сохранят память о «Нормандии-Неман»


Ньюсмейкер: Национальное деловое партнерство "Альянс Медиа" — 12064 публикации
Сайт: pobedarf.ru/2023/04/05/relikvii-letchika-sohranyat-pamyat-o-normandii-neman/
Поделиться:

Интересно:

История ювелирного дела в России
21.11.2024 17:36 Аналитика
История ювелирного дела в России
С древних времен людей привлекают изделия из драгоценных металлов. Современные ювелиры в основном специализируются на изготовлении украшений, но исторически эти мастера также производили столовое серебро, декоративную и полезную утварь, а также церемониальные и религиозные предметы...
Аэронавты, совершившие первый в истории полет на воздушном шаре
21.11.2024 09:04 Новости
Аэронавты, совершившие первый в истории полет на воздушном шаре
241 год назад состоялся первый в истории полет человека на воздушном шаре, который изобрели братья Монгольфье. 21 ноября 1783 года из замка в окрестностях Парижа в полет на чудо-аппарате диаметром 15,5 метра и высотой 24 метра, отправились французы - физик Жан-Франсуа Пилатр де Розье и маркиз...
В РФ более 6,7 млн женщин ведут деятельность как ИП или самозанятая
20.11.2024 13:56 Аналитика
В РФ более 6,7 млн женщин ведут деятельность как ИП или самозанятая
В России осуществляют деятельность 4,22 млн индивидуальных предпринимателей, из которых 1,75 млн – женщины. Доля женского предпринимательства среди ИП последние годы относительно стабильна и составляет 41,5%, говорится в исследовании Корпорации МСП, приуроченном ко дню женского...
Что ждет участников Московской молодежной антарктической экспедиции
20.11.2024 11:37 Мероприятия
Что ждет участников Московской молодежной антарктической экспедиции
В столице объявили участников Московской молодежной антарктической экспедиции. По итогам отбора количество мест было увеличено с 11 до 13. Теперь школьники и студенты колледжей смогут отправиться в уникальное путешествие на самый недоступный континент нашей...
О введении в России бумажных денег (ассигнаций) в XVIII веке
20.11.2024 10:05 Аналитика
О введении в России бумажных денег (ассигнаций) в XVIII веке
29 декабря 1768 г. (9 января 1769 г.) Императрица Екатерина II издала Манифест об основании двух ассигнационных банков и выпуске ассигнаций. На учреждённые в Санкт-Петербурге и Москве банки был возложен обмен медных денег на государственные ассигнации четырёх достоинств:...