Сегодня психологи, социологи, философы России, Британии, Германии, Италии, США, Франции, Японии и других стран говорят о возникновении нового типа детства, появлении поколения «цифровых аборигенов».
При этом оценка влияния цифровых устройств на развитие детей противоречива:
- Каково оно на самом деле?
- Отличается ли психическое развитие современны детей и тех, что росли вне влияния цифровых устройств?
Для того чтобы это выяснить, на базе Московского государственного психолого-педагогического университета был реализован проект «Специфика развития умственных способностей дошкольников 5-7 лет в эпоху цифровой социализации».
В ходе исследования была проведена диагностика умственного развития 420 детей в возрасте 5-7 лет, посещавших дошкольные отделения школ и детские сады г. Москвы, Подмосковья, г. Смоленска, г. Иваново в 2015-2020 гг. Затем, при помощи методов математической статистики, было проведено сравнение уровня развития умственных способностей современных старших дошкольников, с детьми, посещавшими детские сады в последней трети ХХ в.
Оказалось, что между развитием способностей детей цифровой и доцифровой эпох есть различия и сходства.
Полученные данные свидетельствуют о том, что умственные способности современных детей по некоторым параметрам отличаются от способностей их сверстников в ХХ в. Например, их способность соотносить эталоны формы с предметами развита значимо ниже. Уровень развития наглядно-образного мышления (умение ориентироваться в пространстве по схеме) и словесно-логического мышления (способность к логической сериации) у старших дошкольников в ХХI веке значимо выше, чем у их сверстников в доцифоровую эпоху. Уровень развития творческих способностей (креативности) не связан с частотой использования детьми гаджетов. Сходство отмечено лишь в уровне овладения действиями перцептивного моделирования.
В ходе исследования также была проведена новая стандартизация тестов оценки умственного развития детей 5-6 и 6-7 лет. Предыдущая стандартизация данных методик была сделана 25 лет назад! Теперь российские ученые могут использовать более эффективный инструмент, позволяющий оценивать уровень развития старших дошкольников.
Были освещены не только результаты проведенных в рамках проекта исследований, но также такие вопросы как:
- Каковы условия развития детей в эпоху цифровизации?
- Чем отличается умственное развитие детей 70-х и 90-х гг. от способностей современных дошкольников?
- Изменились ли дети с появлением компьютера?
- Что сильнее влияет на развитие – образовательная среда или поколенческие различия?
- Как и чем можно измерить различия между поколениями?
Результаты исследований будут представлены на сайте Московского психолого-педагогического университета (МГППУ) и на портале психологического издания Psyjournals.