Согласно данным Росстата, рост цен на продовольствие в 2020 году составил 6,7 %. Наиболее сильно подорожали сахар-песок — на 64,5 %, подсолнечное масло — на 25,9 %, крупы и бобовые — на 20,5 %, овощи и фрукты — на 17,4 %[1]. Использование рыночных инструментов балансировки может помочь избежать резких колебаний цен на продовольствие, считают эксперты германской семеноводческой компании «Штрубе Рус».
Негативные тенденции в ценообразовании на продукты, сформировавшиеся в 2020 году, сохранились и в первом квартале 2021 года. Правительство прилагает определенные усилия для ограничения роста цен и защиты потребителя. Однако в долгосрочной перспективе подобные меры могут лишь спровоцировать процессы удорожания продовольствия. В то же время, по мнению руководителя «Штрубе Рус» Пеера Ефтимова, применение рыночных механизмов может существенно улучшить ситуацию со снабжением населения и снизить социальную напряженность.
Стоимость продукции АПК складывается из нескольких параметров. В нее изначально заложены такие статьи расхода, как цены на ГСМ, электричество, удобрения, запчасти и т. д. Эксперт отмечает, что даже при таких объективных условиях роста цен на эти составляющие себестоимость сельхозпродукции «на выходе» сравнительно невысока. При этом неоправданно высокие цены на аренду торговых площадей и распределение рынка между тремя-пятью ключевыми ретейлерами приводит к тому, что значительную долю в потребительской цене продукта составляет доход представителей арендного бизнеса. Увеличение количества игроков на рынке продовольственного ретейла способствовало бы созданию высококонкурентной среды и, как следствие, снижению цен на продовольствие.
Вторым важным моментом в формировании цен на основные продукты питания Пеер Ефтимов называет необходимость стимулировать экспортеров. Причем акцент надо сделать не на поставках зерна, а на производстве более дорогостоящих переработанных продуктов. «Сейчас это основная мировая тенденция, уверен, постепенно и Россия сможет поставлять на внешние рынки востребованные продукты высокого качества по конкурентной цене», — говорит он.
Еще одним значимым условием стабилизации рынка он называет государственные гарантии для сельхозтоваропроизводителей. Так, резкое повышение цены на сахар стало результатом того, что в течение нескольких лет в России отмечалось существенное перепроизводство сахарной свеклы. Производители засевали 1 200 000 га вместо обычных 800-900 га, однако часто не успевали своевременно убрать и переработать до 20-30 % урожая. Соответственно, фермеры несли убытки и сократили количество посевных площадей.
«Изменить сложившуюся ситуацию можно с помощью не административных, а рыночных инструментов балансировки рынка, — говорит Пеер Ефтимов. — К их числу относятся государственные интервенции в АПК: при перепроизводстве той или иной сельскохозяйственной культуры государство закупает излишки у производителей, а в менее урожайные годы выводит эти излишки на рынок. Так создается своего рода «буфер», защищающий рынок от резких колебаний цен. Сейчас такая модель уже эффективно работает с производством пшеницы. Необходимо распространить ее и на другие культуры: кукурузу, сахарную свеклу, зернобобовые». В этом случае, подчеркивает он, фермеры будут заинтересованы производить продукцию постоянно, осваивать и разрабатывать новые земли сельскохозяйственного назначения.
Также удерживать среднесбалансированные цены поможет введение фьючерсных страховок. Зная, что даже в ситуации неурожая или изменения спроса государство поддержит бизнес и даст возможность снизить риски, фермеры будут иметь мотивацию, чтобы развивать хозяйства и долгосрочно работать на рынке с понятными условиями игры и здоровой конкурентной средой. В итоге такая стабильность благоприятно отразится и на конечных потребительских ценах, уверен Пеер Ефтимов.
[1] www.finam.ru/analysis/newsitem/prodovolstvennyiy-krizis-kak-rastut-ceny-na-produkty-v-rossii-20210218-13050/ (https://www.finam.ru/analysis/newsitem/prodovolstvennyiy-krizis-kak-rastut-ceny-na-produkty-v-rossii-20210218-13050/)