25 января 2021 года, в День освобождения города Воронежа от немецко-фашистских захватчиков, на Воронежском тепловозоремонтном заводе состоялось возложение венка к мемориалу погибшим дзержинцам.
В мероприятии приняли участие Совет ветеранов, молодежь предприятия и Профсоюз.
Воронежский тепловозоремонтный завод им. Дзержинского (ранее назывался Паровозоремонтный завод) имеет внушительную историю – это одно из первых промышленных предприятий города Воронежа. Завод пережил несколько воин и революцию. Самыми разрушительными для завода оказались последствия Великой Отечественной войны.
После освобождения города Воронежа от фашистских захватчиков в 1943 году в истории завода начался новый этап – этап его возрождения из руин и пепла.
За 200 дней оккупации Воронежа, Паровозоремонтный завод им. Дзержинского был разрушен полностью. В руины превращены корпуса всех цехов и все служебные и жилые здания. В апреле 1943 года Совет Народных Комиссаров СССР принял постановление «О первоочередных мероприятиях по восстановлению хозяйства Воронежской области», в котором была выдвинута задача скорейшего восстановления машиностроительных предприятий, в том числе и завода им. Дзержинского.
Началась невероятно трудная работа по возрождению предприятия. Не было жилья, топлива, электроэнергии, не хватало продовольствия, одежды, обуви, даже воды (ее приходилось возить с реки), отсутствовали механизмы, транспортные средства и недоставало материалов.
Из архивных воспоминаний начальника Воронежского паровозоремонтного завода, который возглавлял оперативную комиссию по восстановлению:
«Мы получили задание собрать весь металлический лом от разрушенных заводских корпусов и непригодное к восстановлению оборудование и отправить его на заводы востока на переплавку. Восстановительные работы начались с расчистки заводских железнодорожных путей от снега. Для выполнения задания требовалась рабочая сила. Меловые надписи на уцелевших кое-где заборах и стенах разрушенных домов известили вернувшихся из эвакуации воронежцев о том, что «завод им. Дзержинского принимает рабочих разных специальностей для восстановления предприятия». В течение 8-ми дней мы приняли более 350 человек. За одну неделю был восстановлен железнодорожный путь, соединивший территорию завода со станцией Отрожка. Началась отгрузка металлолома.
Вскоре приступили к расчистке территории завода и в первую очередь цехов. За короткий срок было перенесено вручную более 8 тысяч кубических метров щебня.
Работая на заводе, дзержинцы активно участвовали и в восстановлении города. По единодушному решению коллектива каждый отработал на восстановлении города не менее 200 часов".
Первый отремонтированный паровоз выехал из ворот завода 15 августа 1944 года. Для коллектива – это была большая победа. До конца 1944 года завод отремонтировал 53 паровоза.
Окончательно завод был восстановлен только в 1953 году.
- Сегодняшняя дата – это важное событие, как для Воронежа, так и для нашего предприятия. Возлагая венки к мемориалу погибшим дзержинцам невозможно сдержать слез. Работники завода самоотверженно участвовали в Великой Отечественной войне и так же самоотверженно восстанавливали предприятие после освобождения города. Мы не забываем наших ветеранов и искренне благодарны за их верность заводу, - отметила директор по персоналу Воронежского тепловозоремонтного завода Светлана Чернышова.