По статистике в России используют Интернет для покупок даже чаще, чем в Европе. За прошедший год 94 % пользователей Интернет хотя бы одну покупку, но делали через онлайн сервисы. Это в большинстве случаев были фильмы, книги, музыка. Интернет-шоппинг изучала корреспондент радиостанции «Вести-ФМ» Олеся Грачева.
Итак, по статистике, россияне не только на много чаще европейцев покупают товары в Интернет, они еще и тратят на покупки в среднем около 550 евро. Европа не может похвастаться таким высоким процентов Интернет-покупателей, у них всего 86 % людей используют Интернет для покупок, зато средняя сумма затрат там составила 655 евро на человека. При составлении этой статистики социологами учитывались любые заказы в Интернет-магазинах – и те, что оплачивались он-лайн, и те, в которых деньги передавали с курьером доставки, сообщает Элисон Фенэх, директор распорядитель Европейской ассоциации интерактивной рекламы. Для российского покупателя Интернет в первую очередь – это возможность купить книгу. Из всех покупателей 71 % именно за ними приходит в Интернет-магазины, второе место занимает музыка – 51% покупок, фильмы – 48%, а на электротовары приходится 44%. В Европе в ТОПе популярных товаров – билеты, книги, «электротовары по 36 центов» и дешевая одежда по 34 цента.
По словам Фенэх, в целом по Европе очень многие люди покупают он-лайн путевки и одежду, довольно большой спрос вызывает покупка авто. Среди итальянцев, например, больше половины населения свои автомобили купили именно через Интернет. Германия предпочитает, как и Россия, делать в Интернете более мелкие покупки, так как при выборе диска или книги вы точно знаете, что вам пришлют с доставкой.
С точки зрения российских экспертов в области Интернет, 94% - явно завышенные данные, Россия не настолько активна в онлайн-шоппинге.
По словам Меркулова, есть явные сомнения в правильности проведенных исследований, так как в России не на столько хорошо развит как Интернет, так и доставка товаров на дом, не очень сильно развиты он-лайн платежи… И вдруг она оказывается впереди всей планеты! Никаких поправок на статистику исследователи, по-видимому, не делали, а использовали просто результаты опросов. Понятно, что на вопрос «пользуетесь вы Интернет?» любой ответит «да».
Грачева выяснила, что российские коллеги Европейской ассоциации – кампания РОЦИТ – проводили собственные исследования. И у них получается, что всего 6 % россиян совершают Интернет-покупки. Сергей Плуготаренко, исполнительный директор РОЦИТа, рассказал, что две трети России вообще не охвачены сетью Интернет. Но все же, в результатах опроса европейских коллег, некоторое рациональное зерно он увидел. К примеру, в Рунете после изучения информации о товаре 82% пользователей меняют свой выбор, в Европе этому подвержены не более 55% населения. Российские интернетчики же предпочитают сперва получить наиболее полную информацию о товаре, используя для этого и поисковые системы, торговые площадки, и системы отзывов. И только после этого идут в магазин в оффлайне и покупают конкретный уже выбранный товар. Вот если взять в таком разрезе данные европейцев, то они становятся похожи на правду. Рунетчики не сколько покупают, сколько получают максимум информации о товаре именно в Интернет. А покупают выбранный товар в сети несколько реже.
По статистике в 2009 году оборот электронной торговли в российском сегменте Интернет составил около 150 миллиардов руб.