Правительство спешит с маркировкой товара, считает Ирина Мамина, генеральный директор ООО «АКП Маминой», председатель комиссии по бухгалтерскому учету и аудиту, налогам и правовой защите предпринимателей Уральской ТПП.
С 1 марта 2020 года в России запрещена продажа немаркированной обуви. В стране уже маркируются шубы, табак и дорогие лекарства. Озвучены планы Правительства, что в 2024 году должен маркироваться весь оборот товара в стране. Ирина Мамина полагает, что чрезвычайно спешная маркировка приведет к уходу с рынка многих бизнесов и росту цен на потребительские товары.
Маркировка товаров предполагает серьезное изменение бизнес-процессов производства, торговли, логистических схем, а также значительные финансовые затраты на оборудование – особенно у производителей, – программное обеспечение, обучение персонала. Введение маркировки практически одновременно на широкий круг различных товаров порождает колоссальное количество вопросов и затруднений у бизнеса, которые не могут быть решены мгновенно. И поэтому, утверждает Ирина Мамина, в других странах вводят маркировку постепенно и на ограниченный список товаров. В Германии и Франции эксперимент по введению маркировки длится более пяти лет. В России же маркировка была запущена мгновенно и параллельно с рядом других налоговых реформ.
Законодатель решил, что продавцы определенных товаров (меха, обувь и лекарства) не имеют права применять спецрежим по уплате налога на вмененный доход (ЕНВД) уже с 1 января 2020 года, при том, что у остальных бизнесов ЕНВД отменяется с 1 января 2021 года. Обувщики и аптеки бьют тревогу уже сегодня: у них возникает множество налоговых вопросов, в том числе связанных с датой начала обязательной маркировки, которые законодатели не установили напрямую в НК РФ, а «завязали» на нормативную базу маркировки, хотя даже терминологически эти правовые акты серьезно отличаются.
По мнению Ирины Маминой, тотальную маркировку вкупе с отменой ЕНВД переживут не все предприниматели. Общую систему налогообложения потянут только крупные ритейлеры. Те компании, которые не готовы нести дополнительные финансовые издержки, вынуждены будут перейти на упрощенную систему налогообложения либо вообще уйти с рынка, а снижение конкуренции неизбежно приведет к росту цен на потребительские товары. Это станет обратной стороной борьбы с контрафактной продукцией.
Как считает Ирина Мамина, государству надо заниматься проблемами не только крупных налогоплательщиков, но и малого бизнеса, который во многом формирует потребительский рынок. Слишком поспешное введение маркировки и отмена единого налога на вмененный доход в условиях наблюдаемой в стране экономической рецессии совсем не ко времени, полагает эксперт.