В обзоре использованы аналитические данные из информационной базы компании ShopAndMall.Ru, официальные данные административных органов, информация и комментарии компаний, работающих на местном рынке торговой недвижимости.
Торговая недвижимость
Активное развитие торговой недвижимости Ярославля началось в 2004 году. На главных магистралях города стали появляться первые профессиональные объекты. На Московском и Ленинградском проспектах расположены самые крупные современные торговые центры: Рио, Альтаир, Вернисаж. Ряд крупных объектов сейчас действует на ул. Гоголя (Фараон и проектируемая вторая очередь Фараон-2), на ул. Республиканская (Флагман), на ул. Труфанова (Победа) и менее крупные торговые центры на ул. Свободы (Меркурий, Новая галерея). В ближайшем будущем в городе появятся еще два крупных торговых комплекса – Галерея «Золотое Кольцо» (на ул. Свободы, ввод в эксплуатацию запланирован на 2010 год, девелопер немецкая компания «ЕСЕ Русланд») и ТРЦ «Рио» (на Тутаевском шоссе, девелопер – ГК «Ташир», точной даты ввода в эксплуатацию пока нет).
Крупнейшими девелоперами и инвесторами строительства торговых объектов в Ярославле выступают ГК «Ташир» (Фараон, Рио), «ЕСЕ Русланд» (Галерея Золотое Кольцо), «Ермак Девелопмент» (Альтаир), «Mirland Development» и Norman Asset Management (Вернисаж), а также ряд местным компаний, в том числе «Спектр», «Губернский город и К».
Сейчас, по данным ShopAndMall.Ru, общий объем качественной торговой недвижимости Ярославля составляет порядка 250 тыс. кв. м. С введением в эксплуатацию трех заявленных на ближайшее будущее проектов (вторая очередь ТЦ «Фараон», ТЦ «Рио» и Галерея «Золотое Кольцо») этот показатель должен вырасти почти вдвое. Таким образом, сейчас на тысячу жителей Ярославля приходится немногим более 413 кв. м торговой площади. Это выше, чем в Ульяновске, обзор торговой недвижимости которого ShopAndMall.Ru публиковал в ноябре (360 кв. м на 1000 жителей). Аналитики полагают, что на данный момент рынок Ярославля близок к насыщению торговыми площадями, однако их качество оставляет большой потенциал для развития.
Распределение качественных торговых центров по территории города неравномерно. Так, в центральной части ощущается дефицит современных торговых площадей, частично он будет исправлен с вводом в эксплуатацию ТЦ «Рио» на Тутаевском шоссе.
Основная масса торговых центров сосредоточена в Кировском районе Ярославля. Этот район считается деловым центром города. Торговля в Кировском районе развита в самых разных формах. Согласно данным администрации, здесь находятся 556 непродовольственных магазинов, 118 продовольственных, крупные торговые центры, рынки и две с половиной сотни мелкорозничной торговли. Наименее обеспеченными торговыми площадями остаются Ленинский и Красноперекопский районы. В центре города, в Ленинском районе, это объясняется старой застройкой с неподходящими для крупных торговых точек площадями. В Красноперекопском районе в большей степени развит формат стрит-ритейла – на первых этажах жилых зданий и в отдельно стоящих постройках.
Арендные ставки в Ярославле, по данным ShopAndMall.Ru, в современных торговых центрах колеблются в районе 8-10 тыс. руб./кв. м в год. В формате стрит-ритейл ставки на порядок ниже – в районе 4-6 тыс. руб./кв. м в год.
Ритейл
В Ярославле представлено большинство федеральных сетевых ритейлеров, в том числе:
• продукты (Metro Cash&Carry, Дикси, Real,-);
• бытовая техника и электроника (Техносила, Эльдорадо, Евросеть);
• товары для дома (Наш Дом);
• одежда и обувь (СитиОбувь, Modis, Colin`s, Zolla);
• парфюмерия и косметика (Yves Rocher, Л’Этуаль, Иль Дэ Ботэ);
• общепит (Сбарро, Pronto).
Представлены и региональные сети: Олимпия (строительные и отделочные материалы), Ai (мультимедиа), Каскад (бытовая техника и электроника), Ярославские магазины (универсам) и др.
Средний ценовой сегмент представлен на рынке Ярославля наиболее широко – 83% торговых сетей работают в этом сегменте, по данным ShopAndMall.Ru.