Через 70 лет Германия опять зачисляет Россию в соперники
Как сообщает Welt, впервые с 2006 года власти Германии приняли решение исправить и дополнить Белую книгу – своего рода руководство по политике национальной безопасности. И вот что примечательно: спустя 70 лет после окончания Второй мировой войны немцы снова рассматривают Россию не как партнера, а в качестве соперника – считают такой же угрозой для страны, как международный терроризм и радикальный национализм. И хотя научный директор Германо-российского форума, немецкий журналист-международник Александр Рар убеждает: Белая книга – это не доктрина и не курс правительства, это всего лишь площадка для интеллектуальных экзерсисов, и о каком-то там Drang nach Osten думать не следует, все равно на душе как-то неспокойно…
Одно дело, когда в соперники военного плана тебя производит Литва, все воинство которой вместе с боевой техникой может разместиться на одном стадионе. Другое дело – бундесвер, для которого умение воевать – генетическая особенность и который на случай войны превращается из 200-тысячной в полумиллионную армию. К тому же в распоряжении у немцев помимо своих имеются еще и американская боевая техника и вооружения, в том числе – и американский ядерный арсенал, объемы которого на территории Германии из соображений секретности не раскрываются.
Пока еще неизвестно, примет ли новую редакцию Белой книги правительство ФРГ и с какими поправками. Но поскольку над этим 80-страничным документом, составленным Министерством обороны, потрудились все силовые ведомства, и так понятно, что сторонников у новой концепции национальной безопасности в Германии хватает. Впрочем, достаточно было одного упоминания о руководящей и направляющей роли германского военного ведомства (с 2013 года Минобороны ФРГ возглавляет бывший врач-гинеколог Урсула фон дер Ляйен) в подготовке исправленного и дополненного издания Белой книги, чтобы можно было предположить, в какую сторону могут измениться российско-немецкие отношения. Явно не в лучшую.
Именно Урсула фон дер Ляйен как раз год назад, накануне Дня памяти и скорби, заявила в интервью Bild, что «с Москвой лучше разговаривать с позиции силы». В итоге получилось весьма символично, поскольку, если присмотреться, в 1941 году СССР обвиняли практически в том же, что Россию сегодня: угрожает сложившемуся мировому порядку, отворачивается от Запада, наращивает стратегическое соперничество и усиливает военную деятельность на внешних границах Евросоюза (тогда Европа в известной степени тоже была объединенной) и т.д. По смыслу ровно такие же претензии Гитлер предъявил Сталину, когда двинул вермахт на восток, не было обвинений разве что в использовании «цифровых коммуникаций для влияния на общественное мнение» и обвинений в неофициальном контроле «над дискуссиями в социальных сетях».
И все равно в российском истеблишменте все еще бытует мнение, будто Урсулу фон дер Ляйен из-за неискушенности в военных делах и в большой политике просто занесло – так, например, считает член комитета по международным делам Совета Федерации Игорь Морозов. По его мнению, в процесс просто обязан вмешаться глава германского МИДа Франк-Вальтер Штайнмайер, не раз высказывавшийся в пользу отмены санкций, а потом в качестве тяжелой артиллерии – и сама Ангела Меркель, которая недавно будто бы отметила «тенденцию улучшения отношений между Россией и ЕС».
Но в том-то и дело, что другие не менее свежие высказывания Ангелы Меркель в отношении России ничем не отличаются от позиции, изложенной в рабочей версии Белой книги под редакцией Урсулы фон дер Ляйен. И поскольку уже было сказано (слово прозвучало!), что Германия может исключить Россию из партнеров и перевести в другое качество, уже не важно, на каком варианте Белой книги в конце концов сойдутся фрау канцлер и фрау военный министр. Важно, что отношения двух стран вышли на критический уровень.