5 июня в Казани начала работу Международная конференция Некоммерческого Партнерства «Объединение производителей железнодорожной техники» (ОПЖТ), Союза железнодорожной промышленности Германии (VDB) и Правительства Республики Татарстан, посвященная теме: «О перспективах российско-германского сотрудничества в области железнодорожного машиностроения».
В рамках первого дня конференции состоялись биржа кооперации и выставка промышленных предприятий Республики Татарстан.
Мероприятие прошло под председательством вице-президента НП «ОПЖТ» Николая Лысенко, заместителя премьер-министра – министра промышленности и торговли Республики Татарстан Равиля Зарипова и президента VDB доктора Мартина Ланге. Модераторами биржи кооперации выступили исполнительный директор VDB Аксел Шуппе и и директор Центра производственной субконтрактации Республики Татарстан Алексей Кравцов.
В мероприятии приняли участие 152 представителя 76 российских и европейских компаний и предприятий транспортного машиностроения, входящих в состав НП «ОПЖТ» и VDB, а также представители органов власти республики Татарстан и ОАО «РЖД».
На бирже были представлены ведущие немецкие и российские предприятия. Среди них, в частности, Alstom Transport Deutschland AG, Siemens AG, Thales Transportation System Gmbh, Vossloh AG, Bombardier transportation Gmbh, Knorr-Bremse Systeme für Schienenfahrzeuge GMbH, Voith Turbo Gmbh & Co. KG, Ephy- Mess Gesellschaft für elektro-physikalische Messgerate, Schaeffler Technologies GmbH & Co. KG, SMA Railway Technologies, DuPont Science and Technologies LLC, Tricon Design AG и другие. Среди предприятий Татарстана были представлены группа компаний «Инвэнт», ОАО «Производственное объединение Елабужский автомобильный завод», ОАО «Татэлектромаш», ЗАО «Капо-Композит», ОАО «Казанский электротехнический завод», ОАО «Казанское моторостроительное производственное объединение» и ООО «Преттль-НК».
Открывая конференцию, вице-президент НП «ОПЖТ» Николай Лысенко отметил, что в рамках биржи кооперации представители предприятий смогут установить полезные деловые контакты. Участники конференции смогут обсудить не только сотрудничество, связанное, со строительством высокоскоростной магистрали Москва - Казань и инфраструктурными проектами, но и определить другие направления развития, связанные с производством железнодорожной техники.
По его словам, сегодня в состав Партнерства входят 165 компаний из 35 субъектов РФ, а объем производства Предприятий Партнерства превышает 9,5 млрд. евро, что составляет 90% всей железнодорожной продукции страны.
В свою очередь, заместитель Премьер-министра РТ – министр промышленности и торговли Республики Татарстан Равиль Зарипов отметил, что Министерство поддерживает проведение таких международных конференций на территории республики. «В Татарстане предприятия машиностроения активно развивают кооперационные связи с ОАО «РЖД» и НП «ОПЖТ». Мы намерены и в дальнейшем углублять взаимовыгодное сотрудничество», - отметил он.
По словам его словам, Республика Татарстан заинтересована в реализации такого инвестиционного проекта, как строительство высокоскоростной магистрали Москва - Нижний Новгород – Казань.
Руководитель Министерства промышленности и торговли РТ отметил высокий уровень торгово-экономического сотрудничества Татарстана с Германией. Так, в 2013 году внешнеторговый товарооборот между Татарстаном и Германией превысил 1 млрд. евро. «Надеюсь, что биржа кооперации будет способствовать установлению и развитию деловых взаимовыгодных контактов между представителями предприятий Татарстана и Германии, в том числе позволит заключить долгосрочные контракты», - подчеркнул он.
В ходе биржи каждое предприятие представило продукцию, которую выпускают для нужд железных дорог. Собравшиеся также обменялись мнениями по вопросам создания инновационной продукции.
Президент Союза железнодорожной промышленности Германии (VDB) доктор Мартин Ланге отметил, что в союз входит 180 компаний, в том числе представители малого и среднего бизнеса. Крупнейшие мировые компании Alstom, Siemens, Bombadier также входят в состав VDB. Все предприятия занимаются исключительно производством железнодорожной техники, а не ее эксплуатацией. «Общий оборот предприятий, входящих в VDB, составляет 10 млрд. евро, при этом половина заказов осуществляется в рамках международного экспорта», - отметил он.
По словам доктора Мартина Ланге, выставка промышленных предприятий Республики Татарстан демонстрирует потенциал в области производства железнодорожной техники в регионе. «Конференция ОПЖТ и VDB предоставляет предприятиям возможность наладить деловые контакты по поставке железнодорожной техники и развивать совместные проекты, в том числе в области создания новой техники и строительства высокоскоростных магистралей в России. Надеемся, что российские предприятия также посетят крупнейшую мировую выставку железнодорожной техники InnoTrans, которая состоится в Берлине в сентябре этого года», - добавил он.
Участники конференции отметили, что предприятия железнодорожного машиностроения НП «ОПЖТ», VDB и Республики Татарстан обладают высоким потенциалом для развития, они могут создавать инновационную продукцию высокого качества. Между тем, по мнению участников, объединение потенциалов сторон будет способствовать более эффективному развитию железнодорожного машиностроения и повышению его конкурентоспособности на европейском и российском рынках.
Кроме того, в рамках конференции были проведены круглые столы, посвященные внедрению системы бережливого производства и стандарта IRIS.
По словам первого заместителя начальника Центра технического аудита ОАО «РЖД», вице-президента НП «ОПЖТ» Олега Сеньковского, международный стандарт железнодорожной промышленности IRIS - надежный инструмент повышения качества железнодорожной продукции, требования которого необходимо внедрять на предприятиях.
«Наличие сертификатов IRIS учитывается при поставке продукции для нужд ОАО «РЖД». Так, предприятия, сертифицированные по стандарту IRIS, по критерию оценки РЖД «наличие системы менеджмента качества» получают 100%. Кроме того, руководители предприятий, сертифицированных по стандарту IRIS, также отмечают повышение качества поставляемой продукции и услуг», - отметил Олег Сеньовский.
По его словам, сегодня есть ряд предложений по развитию стандарта IRIS. К ним, в частности, относятся расширение областей сертификации по стандарту IRIS на элементы инфраструктуры и верхнего строения пути; развитие национальных языков, в том числе русского языка в системе IRIS (выдача сертификата на национальном языке, в том числе на русском); перевод методики Audit-tool на национальные языки. «Кроме того, в рамках развития интеграционных систем менеджмента необходимо рассмотреть возможность учета в стандарте IRIS вопросов кибербезопасности», - сообщил он.
Некоммерческое Партнерство «Объединение производителей железнодорожной техники» (ОПЖТ) и Союз железнодорожной промышленности Германии (VDB) договорились, что будут способствовать обмену опытом работы промышленных предприятий по внедрению требований IRIS и проведению совместных семинаров с посещением лучших предприятий отрасли.
Участники конференции согласились, что необходимо как контролировать развитие процесса сертификации, так и совместно работать над развитием стандарта в рамках Консультативного совета IRIS. Кроме того, чтобы подготовить предприятия к сертификации на выполнение требований международного стандарта IRIS, НП «ОПЖТ» и VDB будут совместно работать над подготовкой специалистов и тренеров в железнодорожном секторе.
Ожидается, что в рамках продвижения стандарта IRIS будут организованы выездные обучающие семинары и запланировано проведение международной конференции в Республике Казахстан.
В рамках круглого стола «Внедрение стандарта IRIS» также состоялось вручение сертификатов. Обладателями сертификатов IRIS стали ОАО «Тверской вагоностроительный завод», ООО «ТПФ «Раут», ОАО «Центросвармаш», ООО «НПО САУТ» и ОАО «Электромеханика».
Работа конференции будет продолжена.
Елабуга Республики Татарстан является моногородом в соответствии с официальным перечнем моногородов, утвержденным Правительством Российской Федерации. Моногород - населенный пункт, экономическая деятельность которого тесно связана с единственным (градообразующем) предприятием или группой жестко интегрированных между собой предприятий. Развитие моногородов России предусматривает меры по диверсификации экономики, развитию социально-экономического положения и улучшению городской среды.