В январе 2014 года в Японии оператор торговых центров Rakuten и энергетическая компания Ennet объявили о запуске программы, стимулирующей население к снижению энергопотребления. Вместо того, чтобы находиться дома и тратить ресурсы на освещение и обогрев здания, жителям предлагается отправляться всей семьей в магазины, где они будут получать баллы лояльности за сохранение энергии дома.
Для этого необходимо зарегистрироваться (зачекиниться) при помощи смартфона в ТЦ – участнике программы. После автоматически на телефон начисляются баллы лояльности. Заработанные очки обмениваются на подарочные купоны, за которые можно приобрести электронные гаджеты, товары для дома, продукты питания и проч.
О готовности принять участие в программе заявила почти тысяча торговых центров в Токио и других городах Японии.
Возможно, аналогичные инструменты получат распространение и в России. Впрочем, сейчас у каждого жителя страны есть материальный стимул снизить потребление ресурсов. Энергопотери у нас заметно выше, чем во всем мире. Ощутимой экономия будет за отопление, которое является самой дорогой коммунальной услугой.
Расходы на него можно снизить при комплексной модернизации инженерных систем и утеплении здания. Так, в Перми несколько лет назад в двух домах по ул. Екатерининской (№№ 196, 198) потребление тепловой энергии сократили вдвое. Были установлены автоматизированные тепловые узлы Danfoss с погодозависимым регулированием и современная автоматика в системе ГВС.
«Житель однокомнатной квартиры здесь платит за ЖКХ примерно 900 рублей в месяц. В аналогичных зданиях, где не был проведен ремонт, сумма составляет 1500-2000 рублей. Таким образом, сэкономленные средства остаются в семейном бюджете и могут, по аналогии с программой в Японии, служить баллами лояльности, которые жители имеют право потратить на любые, более приятные и полезные цели, чем переплата за ЖКУ», – говорит Антон Белов, заместитель директора теплового отдела компании Danfoss в России (ведущий мировой производитель энергосберегающего оборудования).
Энергоэффективность сегодня является одним из обязательных требований к зданиям во многих странах, в том числе и в России. Но первоначальные инвестиции в строительство домов или модернизацию могут составлять сотни тысяч и даже миллионы рублей для многоквартирного дома.
Чтобы у собственников был стимул к энергосбережению, в мире используются разнообразные механизмы поощрения. Чаще всего применяется схема облегчения налогового бремени. Например, в США налогоплательщики могут рассчитывать на льготы в уплате подоходного налога.
Аналогичный подход реализуется в Германии: здесь предоставляются банковские кредиты с низкой процентной ставкой. Еще большие бонусы предусмотрены во Франции: жителям страны возвращается до 50% от стоимости модернизации.
В России, для привлечения инвестиций, применяются энергосервисные контракты. Они подразумевают заключение договора, по которому поставщик энергосберегающего оборудования, монтажные и проектные организации проводят все необходимые работы за счет средств кредитной организации. Она, в свою очередь, возвращает понесенные затраты из «заработанной» экономии. После этого «дивиденды» от модернизации получают сами собственники.
«Одним из лидеров по использованию такого механизма в России является Якутия. Здесь реализовано уже более 40 энергосервисных контрактов. Экономия на отоплении на некоторых объектах доходит до 78%», – комментирует Антон Белов.
Различные подходы к энергосбережению во всем мире стимулируют как обычных граждан, так и собственников бизнеса рационально использовать энергоресурсы. Так, вложение в «энергосберегающую валюту», независимо от курса доллара, евро или рубля, обязательно принесет свои дивиденды в виде сэкономленных средств.