Аукцион «Русская живопись и графика XIX-XX веков» состоится 26 февраля с 18.00, аукцион «Старинные и редкие книги, гравюры, фотографии» пройдет 27 февраля с 17.30. Выставка с 18 по 25 февраля – в ЦДХ в Зале № 1.
Аукцион «Русская живопись и графика XIX-XX веков», который пройдёт 26 февраля, включает 165 лотов. Среди них работы выдающихся художников XIX века – И.И. Шишкина, И.И. Левитана, Н.Н. Дубовского, А.П. Боголюбова, Ю.Ю. Клевера, М.Н. Клодта, М.В. Нестерова, а также мастеров XX века – Н.П. Крымова, Р.Р. Фалька, А.Н. Бенуа, Н.С. Гончаровой, А.Е. Яковлева и др.
Визуально коллекция, представленная на торги, выглядит как единое собрание – работы подобраны небольшие, «камерного» размера, обрамленные в старинные рамы.
По традиции, эксперты и специалисты аукционного дома «Кабинетъ» тщательно исследовали провенанс предложенных на торги работ, что позволило сделать несколько поразительных находок. Например, лот № 18 – этюд «Морской пейзаж» знаменитого мариниста, профессора А.П. Боголюбова оказался той самой работой, которая упоминается в завещании Боголюбова 1896 года как предназначенная в дар русскому консулу в Париже А.И. Карцову, о чем свидетельствует подтверждающая надпись на обороте картины.
Еще одна работа с интересной, документально подтвержденной историей бытования – один из лучших импрессионистических видов ночного Петрограда кисти профессора Н.Н. Дубовского «Ночь. Фонтанка». Картина выставлялась на Третьей выставке этюдов, эскизов, рисунков Товарищества передвижных художественных выставок в 1916–1917 годах. Безупречный провенанс прослеживается по имущественным документам наследников художника. Благодаря высоким художественным достоинствам, отличной сохранности и документально подтвержденной истории бытования, картина Н.Н. Дубовского «Ночь. Фонтанка» по праву может стать украшением любого значительного собрания русской живописи.
Любопытнейшей работой представлен Роберт Фальк. Это двусторонняя темпера с гуашью, датируемая 1930-ми годами. С одной стороны – «Ночной вид Парижа с Эйфелевой башней», с другой, написанная несколькими годами ранее, «Обнажённая в чулках, сидящая, подогнув под себя ноги». Работа, ранее неизвестная искусствоведам, войдет в каталог-резоне графических произведений Роберта Фалька, над которым работает эксперт Юлия Диденко.
Высочайшее мастерство художника-акварелиста демонстрирует огромная, почти полутораметровая акварель «Упавшее дерево» Николая Перелыгина. Работу по достоинству оценили современники и критики. Она экспонировалась на XV Всероссийской художественно-промышленной выставке 1882 года, где впервые был представлен художественный отдел, демонстрировавший достижения русского изобразительного искусства.
Не менее масштабна картина К.С. Высотского «Былая потеха. (Охота зырянина-олончака на медведя)». Охотничий сюжет и русский колорит произведения настолько полюбились зрителям, что художник вынужден был создать три авторских варианта этого полотна. Один из вариантов был приобретен знаменитым меценатом Н.П. Рябушинским, другой принадлежал Рижскому обществу охотников.
Самая высокая предварительная оценка на этих торгах – 6 – 7, 5 млн. руб. у этюда Николая Рериха из серии «Ладога» 1918 года. С работами серии «Ладога» 1917–1918 гг. он уехал в Швецию, где организовал свои первые заграничные выставки и начал художественную жизнь в эмиграции, где к художнику пришло мировое признание.
На торги выставлен традиционно богатый стринг рисунков, карикатур, иллюстраций крупнейших мастеров советской графики – А.А. Радакова, Н.В. Ремизова (Ре-Ми), К.С. Елисеева, Д.С. Моора, Кукрыниксов, М.В. Доброковского, А.Ф. Софроновой, И.А. Пуни, К.П. Ротова. Особого внимания заслуживают супрематический рисунок Н.А. Удальцовой , эскизы театральных декораций Н.С. Гончаровой и три рисунка С.Б. Телингатора, чьи работы практически не встречаются на антикварном рынке.
Одной из главных тем аукциона «Старинные и редкие книги, гравюры, фотографии», который Аукционный дом «Кабинетъ» проведет 27 февраля, можно считать историю Первой Мировой войны, 100-летие с начала которой вспоминает сейчас вся Европа. Отдельный стринг аукциона (42 лота) составляют лубочные картинки времён Первой Мировой. Это агитационные листы на злобу дня, со стилизованными, нарочито упрощёнными изображениями событий и военных действий и короткими объясняющими надписями, рассчитанными на «широкого», как сказали бы сейчас, часто малограмотного читателя начала XX века. Здесь и пропагандистские листы «Подвиг донского казака Козьмы Крючкова» и «Геройский подвиг и гибель знаменитого летчика Шт.-Капитана П.Н.Нестерова», и лирическая зарисовка «Письмо на родину», и откровенная «народная» издёвка «Чёрт нянчит своего сына из Берлина». и призыв к участию военном займе в 5 ½ % с лозунгом «Всё для войны, всё для победы».
Наиболее редкие плакаты – из серии «Сегодняшний лубок». Известно, что в первые месяцы войны художники-авангардисты К.Малевич, М.Ларионов, А.Лентулов, Д.Бурлюк, И.Машков, В.Чекрыгин во главе с Г.Городецким создали группу «Сегодняшний лубок», возродившую старинные традиции батального лубка XIXв. В серии было издано не менее 23 листов, в основном, со стихами В.Маяковского, к тому же художник сам нарисовал нескольких лубочных листов, в частности, «Выезжал казак за Прут, видит немцы прут да прут. Только в битве при Сокале немцы в Серет ускакали», представленный на аукционе.
Естественно примыкает к этому стрингу авангардное издание 1914 года – «Мистические образы войны», – альбом автолитографий Натальи Гончаровой, последняя работа художницы, созданная перед эмиграцией. Как обычно, редчайшие издания русского авангарда, футуризма и символизма широко представлены на торгах «Кабинета». Это более 30 лотов – «Шарманка» Елены Гуро (1909г.), одна из первых авангардных работ в технике литографии Натальи Гончаровой: 6 иллюстраций к стихам поэта Тихона Чурилина (1912г.), хрестоматийные работы Алексея Кручёных и Велимира Хлебникова «Игра в аду» (1914) и «Бух лесинный» (1913), «Возропщем» (Рисунки О. Розановой и К. Малевича), «Лакированное трико»,(1919) Тифлис, «41 градус»).
Среди редких автографов - сборник стихов Александра Блока «Ямбы» с его дарственной надписью поэту Валерию Брюсову, автографы Константина Бальмонта, Андрея Белого и Константина Станиславского.
Устроители аукциона отмечают, что февральская книжная коллекция в этот раз является почти учебником русской литературы, только тексты «классиков» представлены подборкой исключительно редких прижизненных и первых изданий. Среди них – первое и единственное прижизненное издание стихотворений Василия Львовича Пушкина, дяди великого поэта (1822 г.); первое и единственное прижизненное издание запрещенной впоследствии поэмы «Войнаровский» декабриста Кондратия Рылеева (1825 г.); «Мои безделки» с одной из первых публикацией «Бедной Лизы», Николая Карамзина и «Басни и сказки» А. Е. Измайлова; первое издание «Горя от ума» А.С. Грибоедова 1833 года, прижизненные «Басни» Крылова и прижизненное издание гоголевского «Ревизора» 1841 г. Творчество первого русского поэта представлено вторым изданием поэмы «Руслан и Людмила» (1828 г.), двумя «Евгениями Онегиными» – первым отдельным изданием (1833 г.) и последним прижизненным миниатюрным изданием (1837 г.), а также отдельными публикациями в периодике – в альманахе «Подснежник» (1829 г.).
В продолжение темы классиков русской литературы в коллекции аукциона – первое издание «Воображаемой геометрии» Николая Лобачевского, в котором великий математик графически объясняет существование неэвклидовых пространства, также подшивка номеров самой старой газеты Российской империи «Московские Ведомости» (№ 53-70) за 1767 год.
Самый дорогой лот и одно из самых старинных изданий аукциона - Палаты Санкт-Петербургской Императорской Академии Наук Библиотеки и Кунсткамеры, которых представлены планы, фасады и профили, приписанные Ее Императорскому Высочеству Государыне Великой Княгине и Правительнице Всея России (1741). Этот памятник русского книжного искусства имеет коллекционное, историческое и музейное значение. За всю историю торговли русскими книгами до революции и в наши дни, ни в одном источнике не описано упоминание второго подобного экземпляра, известен только экземпляр предлагаемый Домом «Кабинетъ».
Предаукционная выставка проходит с 18 по 25 февраля в ЦДХ (зал № 1).