В ходе опроса работодателей эксперты кадрового агентства «Юнити» выяснили, что у каждого второго претендента на топовую позицию в Москве завышены зарплатные ожидания и самооценка. Одна из причин – низкая конкуренция среди кандидатов. Иная ситуация наблюдалась в 2008-2009 годах.
«Сейчас на одну топовую позицию в столице претендует около 20 человек, но финального найти крайне сложно, – говорит Елена Тимошкина, руководитель группы подбора персонала кадрового агентства «Юнити». – Высокий спрос на квалифицированных управленцев привёл к тому, что московский топ уверен: в новой компании он должен автоматически зарабатывать на 20-30% больше. Другая ситуация наблюдалась пять лет назад, когда после сокращения вакантных мест аппетиты кандидатов были куда адекватнее».
По словам эксперта, если на предыдущем месте работы кандидат на позицию генерального директора получал 280 тысяч рублей, то уже на новом месте он запросит не менее 350 тысяч, и это только окладная часть.
По-иному обстоят дела у иностранных кандидатов. «Во Франции, Германии сейчас реально найти топ-менеджера часто не за те деньги, за которые мы ищем здесь в России, – делится впечатлениями Александр Резник, генеральный директор компании «Триал Маркет» (производство и дистрибуция расходных материалов для Horeca). – Одна крупная юридическая компания из числа наших партнёров нашла за три месяца топ-менеджера на оклад в пять тысяч евро. Это на 15% меньше, чем было у его предшественника. Из-за высокой безработицы в Европе трудно найти достойное место работы, поэтому там ленивых топов поменьше».
По его словам, 70% кандидатов вначале говорят о деньгах и только потом о том, что они могут принести компании. «Работодателю интересно наоборот. Давайте сначала поговорим о том, что я получу, а потом посмотрим, как мы это финансово мотивируем», – уверен Резник.
По оценке специалистов, из 10 опытных и хорошо подкованных в профессиональной области топ-менеджеров лишь 1-2 обладают сформированными личностными компетенциями, необходимыми зрелому управленцу и лидеру. Специалисты «Юнити» определили основные недостатки российских управленцев:
• в первую очередь забота о собственном благосостоянии, развитие компании стоит на втором месте;
• поверхностное видение ситуации, неглубокое понимание входящей информации;
• отсутствие желания создавать варианты решений;
• пассивность при поиске работы, обусловленная низкой конкуренцией за вакантное место.
Однако Елена Тимошкина отмечает, что бизнес тоже несёт ответственность за сложившуюся ситуацию. Эксперт видит несколько причин:
• самоуверенность топов растёт под воздействием спроса, который подогревают сами работодатели;
• у компаний часто отсутствует долгосрочная стратегия развития персонала
«Сетуя на сотрудников, что они не берут на себя ответственность, нередко компании сами не готовы взять её при воспитании тех самых управленцев. Часто руководящую позицию предлагают сотруднику без учёта его потенциала, в том числе личного. Компания ждёт, что работник начнёт сразу заниматься самовоспитанием, развитием, и загружает его новыми задачами. А когда тот не справляется, то работодатель с печальным вздохом начинает искать стороннего «под ключ», тем самым увеличивая свои затраты на поиск», – резюмирует эксперт «Юнити».
Справка о компании:
Кадровое агентство «Юнити» основано в 1999 году. В компании работают более 150 сотрудников. В непрерывно пополняемой базе данных агентства – более 1.5 миллиона резюме специалистов. Ежемесячно в базу данных поступают примерно 15-20 тысяч резюме, выполняются более 100 заказов по подбору персонала. С 1 июня 2007 года открылся департамент по подбору специалистов финансовой, банковской, инвестиционной и страховой сферы «Юнити Финанс».