Таинственное Путешествие из Петербурга через Гонконг закончилось в Сан-Франциско
Дизайн костюмов и декораций Головина в последний раз видели свет в 1923 году
BUSINESS WIRE - Россия, 1918 г.: опера «Соловей» (Le Rossignol) стала последним отголоском старого мира перед наступлением новой, яркой и смелой, эпохи. Четыре творческих гения - Игорь Стравинский, Всеволод Мейерхольд, Джордж Баланчин и Александр Головин – пересеклись в постановке оперы в Мариинском театре.
Это был последний вздох театрального великолепия империи в раздираемом войной Санкт-Петербурге. Опера была показана всего один раз.
За исключением нескольких эскизов костюмов и декораций Головина, опубликованных в германском журнале в 1923 году, и нескольких рабочих набросков костюмов, хранящихся в одном из музеев Санкт-Петербурга, все остальные работы к опере исчезли без следа.
До сегодняшнего дня.
После таинственного путешествие из Санкт-Петербурга в Гонконг, полный набор великолепных акварелей Головина к опере «Соловей» нашел свое пристанище в Сан-Франциско. В наши дни вся уникальная коллекция выставлена в прекрасном имении, которым владеет семья с русскими корнями и семейными связями, ведущими ко Льву Баксту, легендарному художнику Русских Балетов. Несколько эскизов из коллекции можно увидеть на веб сайте www.golovincollection.com.
«Постановка оперы «Соловей» в Мариинском театре, пожалуй, наиболее значительна тем, что она оказалась последней в сотрудничестве Мейерхольда и Головина, которые практически в одиночку определили театр 20-го века как эпоху режиссера и дизайнера», - считает Брэд Розенштейн, куратор коллекции работ Головина. «Во многом эта постановка стала примером лучшего в их десятилетнем сотрудничестве, которое создало новый тип театра, изменившего взаимоотношения между актером и зрителем, а так же сценическую атмосферу, благодаря изменению глубины и перспективы театрального пространства».
«Необыкновенная красота и фантазия, вложенные Головиным в эскизы к опере «Соловей», делают их одними из самых колоритных среди его работ», - говорит Розенштейн. «Роскошь восточной экзотики эскизов прекрасно сочетается с музыкой Стравинского, которая берет свое начало из тех же русских мистических корней. С самого начала своего сотрудничества, Головин и Мейерхольд оказались пионерами смелого использования цвета для передачи настроения на сцене, и «Соловей» представляет собой апофеоз их творческих открытий. Это удивительно, что после нескольких десятилетий коллекция работ сохранилась невредимая».
Розенштейн и куратор Кэтрин Медерос Сысоева планируют значительный публичный показ коллекции Головина, которая уже вызвала интерес со стороны РГАЛИ, Санкт-Петербургского государственного музея театрального и музыкального искусства, Государственной Третьяковской галереи в Москве для участия в выставках.