Туристический рейтинг за последние годы коренным образом изменился. Его привычным лидерам – американцам и немцам энергично «наступают на пятки» китайцы и россияне. В Китае, например, за последние 10 лет площадь всех международных аэропортов увеличилась в 4 раза и каждый день оттуда вылетает, как минимум, по 70 000 туристов. Меняется, кстати, и стиль, которым нынче путешествуют: 80% россиян сами бронируют отели и билеты для поездки в отпуск. А гостиничный бизнес «медленно, но верно» начинает «учить» китайский и русский языки.
Не только в отпуск, но и за бизнесом
Исследования туристического рынка, проводившиеся в текущем году, свидетельствуют о том, его структура, во многом, меняется и он все больше и больше обращается на Восток. Причем, речь идет не только о росте количества туристов с Востока, но меняется их характер и цели поездки.
По мнению Global Business Travel Association (GBTA), китайцы занимают второе место в мире (после США) по количеству бизнес-поездок. GBTA уверена, что эта тенденция будет расти и через 18 месяцев их количество увеличится на 12,5 %, а в следующем году – еще на 14,7%. При этом, китайские бизнесмены, за год, потратили в своих заграничных командировках около 195 млрд долларов.
Изменился турист – меняется и отель
Анализ туристической аудитории, проведенный порталом Hotels.com, показывает, что параллельно меняется «профиль» китайского туриста. Все меньше их путешествует организованными группами, одинаково одетыми и обутыми, но все больше - самостоятельно. «Образ» китайского туриста стал моложе, независимей и намного лучше ориентированным в других культурах и языках.
К этим переменам рынка стремятся приспособиться и владельцы гостиниц. В исследовании, о котором говорилось выше, сообщается, что 41% участвовавших в анкете отелей, планируют, в скором будущем, поставить у себя в гостинице антенны для приема китайских каналов ТВ, а 66% из них хотят устраивать специальные «китайские» завтраки. Не стали исключением ни гостиничные проспекты, переведенные на китайский язык, ни расширение штатов отелей китайско-говорящим персоналом, ни включением в списки платежных систем для китайских туристов China UnionPay.
Портал Hotelmarketing.com уточняет, что спецпрограммы для китайских туристов уже во всю разрабатываются крупнейшими гостиничными сетями, такими, например, как Starwood, Hilton, Marriott и Inter-Continental. „Нового китайского туриста“ популярный ресурс характеризует как образованного, технически подкованного специалиста в возрасте 45 лет, с большим интересом к культурам других стран и «незаезжанным» достопримечательностям. Заслуживает внимание еще и то, что свою поездку он, обычно, организует сам, без помощи турагентств.
Весьма вероятно, что рост числа китайских туристов станет, ближайшие годы, главным источником увеличения доходов для многих отелей по всему миру.
Online-бронирование все популярнее
Туристический бизнес «переезжает» в Интернет. Эта тенденция наиболее заметна в странах BRIC: Бразилия, Россия, Индия и Китай будут, по прогнозам специалистов, к 2016 году четырьмя из пяти наиболее интенсивно развивающимися туристическими рынками, где продажи будут осуществлятся, большей частью, в режиме online.
По оценке экспертной компании PhoCusWright и ее последнего исследования тенденций в Сети, под кодовым названием «Гигант проснулся», в 2013 году сумма, потраченная на бронирование туристических услуг из Китая превысит 105 млрд долларов USD, из них 15 млрд будут именно online-заявки.
В России ситуация очень похожа. PhoCusWright сообщает, что в 2013 году, в России, можно прогнозировать рост туристических online-заявок на 18%.
Другое исследование, сделанное на основе характеристик туристов из Москвы и Санкт-Петербурга, говорит о том, что 81% жителей этих мест готовы самостоятельно организовать заграничную поездку, забронировав билеты и отель посредством интерактивной Сети. Москвичи, в этом смысле, несколько более консервативны и склонны использовать лишь одну систему, с которой хорошо знакомы. Жители Северной Столицы, напротив, с большим интересом экспериментируют, обращаясь к разным системам бронирования. Но и те и другие считают, что простота и удобство – главные критерии в выборе системы для резервации услуг.
Важно подчеркнуть, что «новые туристы» из Китая и России не просто путешествуют «по случаю». Это становится их «lifestyle». Поэтому, кстати, растет популярность туристических порталов, ориентированных на самостоятельные поездки, таких, например, как RussianTraveller.ru или ChineseTraveller.cn, которые не только аккумулируют контакты гостиниц, информацию об авиакомпаниях и другие полезные вещи, но и подробно рассказывают о тех или иных регионах, расширяя кругозор своих читателей и вдохновляя их на поездки.
Проблема с online-рекламой
Китай – это не только самое большое количество пользователей в сети Интернета (500 млн человек), но это еще и родина самых богатых, на сегодняшний день, туристов. Однако сейчас, во времена сверхскоростного распространения информации, этого мало, что бы завладеть вниманием потенциального клиента.
Если в USA и Европе владельцы отелей все чаще используют для рекламы своих услуг социальные сети - Facebook (Запрещенная в РФ организация) и Twitter, то в Китае этот номер не проходит: западные социальные сети там запрещены и блокируются.
Но потенциал у китайской пользовательской аудитории огромный. В году 2012 году, например, их количество составило порядка 500 млн человек и 80% китайских туристов искали информацию о странах и регионах через Интернет.
Похожая проблема есть и в России. Там есть доступ к западным социальным сетям, но ими мало кто пользуется. В России, в этом секторе, лидирует сайт «Вконтакте», а среди поисковых систем - «Яндекс», который в России обогнал по популярности даже такого мирового гиганта как Googl.
Еще одной проблемой у России и Китая, кроме своей специфики Сети, является языковой барьер. Любая контекстная реклама или PPC-реклама абсолютно бесполезны, если вы не знакомы с особенностями местной среды.
Эту проблему весьма элегантно решают два туристических портала, о которых здесь уже шла речь: RussianTraveller.ru и ChineseTraveller.cn. Они предоставляют полезную информацию для туристов и, одновременно, являются рекламной площадкой для гостиниц и авиакомпаний. „Мы открываем двери отелям, турагентствам и авиакомпаниям на российский и китайский туристический рынки, причем, на языке их пользователей. И все это - по приемлемым ценам. Например, презентация гостиницы на RussianTraveller.ru и ChineseTraveller.cn стоит 300 EUR в год. А предполагаемая «возвратность средств» (ROI) в 12 раз превышает эту сумму.“- говорит Ладислав Семетковский, генеральный директор обоих изданий.
И китаец, и российский турист рады той информации и практическим советам, которые получают на обоих сайтах, однако, и владельцы отелей, благодаря продуманной и удобной системе портала, имеют прекрасную возможность презентовать свои услуги перед этой целевой аудиторией.