Социальная ответственность бизнеса – простой и не затратный алгоритм реализации… чего? PR-стратегии? HR-задач? Собственных морально-этических принципов руководства и сотрудников компании?
Социальное партнерство бизнеса и общества, пожалуй, один из самых спорных инструментов продвижения товаров и услуг. Действительно, с одной стороны – это прямые затраты компании, причем не только материального, но и ресурсного характера, а с другой – непревзойденный рычаг давления на сознание потребителей.
С одной стороны, бизнес не должен обществу ничего, кроме эффективного ведения своего дела, ведь он создает рабочие места, выплачивает налоги, а уж государство, со своей стороны, из полученных средств должно решать все имеющиеся социальные проблемы. Иными словами, благотворительность – дело сугубо личное, частное, не корпоративное. Каждый член общества решает для себя самостоятельно, как и чем он помогает другим людям. И помогает ли.
С другой стороны, не могу не сослаться на пример опыта немецкой компании Faber-Castell – одного из крупнейших в мире производителей продукции для письма, рисования и творчества. 18 августа наши партнеры по собственной инициативе приняли участие в детском творческом фестивале «Яркие люди», который состоялся в Парке культуры и отдыха им. Горького, а в преддверии Дня Знаний – в Общегородской благотворительной акции «Семья помогает семье: Готовимся к школе!». Показательным является то, что данные мероприятия – сбор и передача одежды, обуви, канцелярских товаров, школьно-письменных принадлежностей и развивающих игр детям из малоимущих семей и детям-инвалидам – проходили не то чтобы «в закрытом режиме», но не пиарились и не анонсировались широко, в отличие от других подобных акций.
Разумеется, как рекламное агентство, мы не могли не поинтересоваться у своего клиента, почему выбор пал именно на такие «тихие» активности, и не стоит ли нам подыскать более «раскрученные». Однако по словам Мутлу Чичека, коммерческого директора «Фабер-Кастелл Анадолу», «долг социально ответственного бизнеса – обращать самое пристальное внимание на детское образование, понимая, что любое творческое пространство – это «место встречи» взрослых и детей, важное для полноценного развития семьи, учить детей воплощать свои фантазии, исполнять мечты и верить в собственные возможности».
Иными словами, участие в подобных проектах – принципиальная позиция Faber-Castell. Основанная в 1761 году в Германии и управляющаяся уже восьмым поколением членов семьи, компания открыла своё российское подразделение в конце 2011 года. С первых дней своего присутствия на отечественном рынке товаров для письма, рисования и творчества компания в полном объеме внедрила в корпоративную культуру все те же ценности, которые позволяют ей не просто вести успешный бизнес, но и чувствовать себя по-настоящему комфортно во всех 24 странах, где есть ее официальные представительства. И социальная ответственность – не последняя среди них.
«Мы хотим дать свежий импульс к активному развитию детского творческого образования, помочь рассказать про поколение ярких людей, которые ярко мыслят, ярко живут, наполняют жизнь яркими красками. Это наше добровольное и приятное моральное обязательство, – говорит Йигит Йыртымджылар, генеральный директор компании «Фабер-Кастелл Анадолу». – И, безусловно, мы рады сделать маленьким москвичам подарки – те же карандаши Eco, гуашевые краски и удобные кисти Click and Go, способные помочь раскрасить хотя бы один из их дней яркими цветами – во всех смыслах этого слова!»
Оказалось, что это – своего рода, добровольное моральное обязательство и руководства, и персонала компании. Безусловно, этика бизнеса затрагивает не только проблему социально ответственного поведения. «Это вопрос общечеловеческой порядочности и правил игры на любом рынке, поэтому в нашей команде – только такие сотрудники», – отметил г-н Йыртымджылар.
На практике же, как видно, социальная ответственность бизнеса в России является инициативой руководства той или иной компании. Рекламная группа Drive, со своей стороны, также использует собственные ресурсы для безвозмездного оказания услуг благотворительным организациям, например, бесплатно разрабатывая дизайн под рекламную кампанию фонда помощи детям… Можно ли считать это внедрением принципов социальной ответственности в бизнес? Возможно. Однако, в первую очередь, это дань уважения тем людям и сообществам, которые организованно выступают за улучшение жизни определенных категорий граждан, в том числе самых маленьких.
Действительно, согласно исследованиям по вопросу отношения руководящих работников к корпоративной социальной ответственности, намечается явный сдвиг в сторону ее повышения: опрошенные считают, что давление в направлении повышения социальной ответственности бизнеса реально, имеет большое значение и будет продолжаться. Другие же представители высшего руководства фирм, начав участвовать в работе местных сообществ, как добровольцы, по-прежнему остаются «белыми воронами» в своих отраслях...
Самым большим препятствием в разработке программ в рамках социальной ответственности мы считаем требования рядовых работников и менеджеров увеличивать «доходы» на участие в благотворительных акциях. Стремление к скорейшему увеличению прибыли и доходов заставляет управляющих отказываться от передачи части свои ресурсов на программы, обусловленные социальной ответственностью. Организации предпринимают многочисленные шаги в сфере добровольного участия в жизни общества, но что они выигрывают и приносит ли добро в широком смысле этого слова дивиденды – по-прежнему открытый вопрос, на который каждый отвечает для себя сам.
А как думаете вы?..