Этот и другие вопросы обсуждались в ходе бизнес-завтрака «Персонал как конкурентное преимущество компаний FMCG-сектора и ритейла», которое рекрутинговое агентство Penny Lane Personnel в партнерстве с HeadHunter провело 29 мая в отеле Marriott Courtyard. Информационным спонсором выступил портал HRM.ru
FMCG и ритейл – те сферы, которые даже в кризисные годы демонстрировали оптимистичные показатели, включая активность в наборе персонала. Исследование, проведенное "INFOLine & Retailer Russia TOP-100", показало, что Россия по итогам 2011 года по емкости рынка FMCG в денежном выражении опередила Францию, Германию, Великобританию и другие страны Европы. Оборот розничной торговли FMCG в России по итогам 2011 года достиг $237 млрд, тогда как во Франции, занявшей второе место в Европе, он составил $224 млрд.
Для FMCG и ритейла характерны: высокий уровень конкуренции, консолидация региональных и федеральных ритейлеров, вливание в отрасль специалистов с самым разнообразным опытом и образованием, широкие возможности для карьерного роста.
Модератор мероприятия Элла Михайлова сделала акцент на актуальности подбора персонала в данном сегменте рынка, а также коснулась важности обладания дипломом привилегированного вуза для кандидатов при трудоустройстве. Элла Михайлова выделила "большую четверку" вузов, выпускников которых клиенты Penny Lane Personnel хотят в идеале видеть в своих компаниях: РЭУ им. Плеханова, МГУ им. Ломоносова, ГЭУ ВШЭ, Государственный университет управления.
Докладчики бизнес-завтрака - старший преподаватель кафедры экономики и организации производства экономического факультета РЭУ им. Плеханова Виктория Гарнова и доцент этой же кафедры Елена Моргунова, подчеркнули, что при разработке программы изучаемых дисциплин принимаются во внимания пожелания профильных компаний-работодателей.
Анна Федотова, заместитель директора департамента управления персоналом Crocus Group, раскрыла секреты системы обучения персонала, разработанной для ТК "Твой дом". Система работает почти год, а результат уже говорит сам за себя. Главные задачи, которые стояли перед ТК "Твой дом", - увеличение товарооборота и повышение качества обслуживания. Департамент управления персоналом создал следующий алгоритм решения: адаптация «нового» персонала, затем обучение сотрудников навыкам технического обслуживания и, наконец, подготовка наставников для кассиров-инструкторов и продавцов. Дополнительным «файлом» алгоритма стало обучение руководителей. Оценить успехи новичка была призвана первая аттестация, которая проходила уже спустя месяц после трудоустройства. Успешные кассиры, к примеру, быстро научились распознавать ухищрения покупателей по замене дорогостоящего товара на товар более низкой ценовой категории и таким образом минимизировать потери компании в кассовой зоне на 30% (!).
По итогам третьего месяца работы все сотрудники обязаны были пройти итоговую аттестацию. С целью повышения профессионального уровня руководители проходили семинары по базовым управленческим компетенциям, подетально изучали бюджетирование, отчетность.
«Новая система, созданная нашим департаментом, позволила повысить лояльность сотрудников компании и обеспечить более высокий уровень общения сотрудников с клиентами. Кроме того, процент увольнений в период испытательного срока значительно снизился», - резюмировала Анна Федотова.
Другой опыт у компании "Русский аппетит". Директор по персоналу Александра Крупина обстоятельно обрисовала систему оценки компетенций для топ-менеджеров "Русского аппетита", базирующуюся на идее Ицхака Адизеса о четырех главных компетенциях руководителя. После некоего тестирования босса, HR-специалисты делают вывод о том, какие из этих компетенций руководителю необходимо оптимизировать. И далее запускается механизм помесячной оценки достижений топ-менеджера, регистрируемый аттестационной ведомостью. Таким образом, руководитель максимально объективно может оценить свои слабые и сильные места и самостоятельно влиять на развитие своих профессионально-личностных характеристик.
Команда холдинга ОМС - 35 тысяч сотрудников. Самый комфортный и эффективный способ оценки такого масштабного коллектива - дистанционная оценка. Руководитель отдела оценки и развития холдинга Василий Дубовиков поделился списком параметров идеальной системы оценки, среди которых - гибкость и универсальность, возможность оценить сотрудника в любое время и в любом месте, экономичность.
Оживленность дискуссии участников бизнес-завтрака позволяют предполагать, что ряд затронутых тем не был исчерпан, а значит Penny Lane Personnel имеет смысл в следующем деловом сезоне организовать бизнес-площадку для профессионалов рынка.