Группа Bosch успешно начала 2011-й финансовый год. Несмотря на неопределенность в связи с событиями в Японии, сохраняются благоприятные перспективы роста и увеличения прибыли компании. «В данный момент никто не может сказать, какими будут конкретные последствия катастрофы в Японии. Тем не менее мы сохраняем уверенность в том, что уровень продаж нашей продукции в 2011 г. впервые превысит 50 млрд евро», — сообщил на ежегодной пресс-конференции в Штутгарте председатель правления Группы Bosch Франц Ференбах. Целью компании является поддержание показателя доходности продаж в размере от 7 до 8%. Результаты I квартала подтвердили этот прогноз: общий объем продаж Bosch как поставщика техники и услуг за первые три месяца 2011 г. увеличился приблизительно на 15% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года.
Продажи значительно выросли по всем трем направлениям деятельности Группы.. Положительная динамика оказывает влияние и на уровень занятости: к концу 2011 г. ожидается рост числа сотрудников Bosch во всем мире на 15 тыс. и составит примерно 300 тыс. человек. Больше половины рабочих мест придется на Азиатско-Тихоокеанский регион, из них 5 900 — на Китай. Bosch намерен принять в штат более 3 800 сотрудников в Восточной Европе и Турции, а также примерно 1 000 — в Северной Америке и 800 — в Южной. В Германии Bosch планирует в течение года создать 900 новых рабочих мест.
Общий позитивный настрой в компании сейчас омрачают события в Японии. Следует отметить, что никто из почти 8 тыс. сотрудников Bosch в этой стране не пострадал в результате землетрясения и его последствий. Тридцать шесть объектов Bosch в Японии получили умеренные повреждения. «В настоящее время мы ожидаем, что последствия землетрясения в Японии лишь временно притормозят рост мировой экономики, — заявил Ференбах. — Тем не менее взаимозависимость производителей очень высока, особенно в автомобильной промышленности, это касается и компании Bosch». Другими сложно определяемыми последствиями для мировой экономики стали рост цен на сырье и колебания обменного курса. По словам вице-президента по финансам д-ра Штефана Азенкершбаумера, «теперь необходимо продвигать идею консолидации бюджета в странах еврозоны и поддерживать ее с помощью эффективного набора санкций».
Быстрое возвращение к докризисному уровню
Состояние мировой экономики в 2010 г. было значительно лучше, чем ожидалось. В прошлом году компания Bosch смогла увеличить продажи на 24%, до 47,3 млрд евро. Другими словами, продажи превысили докризисный уровень 2007 г. примерно на 1 млрд евро. Прибыль до вычета налогов составила 3,5 млрд евро в отчетный год, в то время как в предыдущем году убытки достигли размеров в 1,2 млрд евро. Доходность продаж до вычета налогов в 2010 г. составила 7,4%; таким образом, результаты 2010 г. свидетельствуют о том, что компания вернулась в целевой коридор. «Мы достигли нашей цели и вышли из кризиса более сильными, чем были прежде», — сообщил Азенкершбаумер.
Подтвержденная стратегия: рост во всех отраслях
По мнению Ференбаха, выбор компанией долгосрочных ориентиров оказался верным. «Наша стратегия целенаправленной диверсификации, расширения международного присутствия и устойчивого упрочения инновационной составляющей остается неизменной. Она служит основанием для нашего быстрого роста», — говорит он. Этот вывод подтверждается положительными показателями в трех направления деятельности Bosch.
В направлении автомобильных технологий в 2010 г. компания Bosch увеличила продажи на 29% — до 28,1 млрд евро, достигнув прибыли (до вычета процентов и налогов) в 2,3 млрд евро. Таким образом, в этом секторе были отмечены самые существенные улучшения. Кроме положительных показателей использования производственных мощностей в результате восстановления экономики, решающую роль сыграл высокий спрос на инновационные продукты, а также значительные усилия, предпринятые для дальнейшего улучшения конкурентоспособности продукции Bosch.
Франц Ференбах оценил перспективы роста в направлении автомобильных технологий как хорошие. Повышение спроса на транспортные средства с дизельным двигателем в Западной Европе создает преимущества для компании. Соответственно, Bosch ожидает ежегодного, до 2015 г., увеличения показателей продаж систем впрыска топлива с общим нагнетательным трубопроводом на 10%. Растет спрос также на двигатели прямого впрыска: доля транспортных средств, оборудованных такими двигателями, во всем мире к 2015 г. утроится и составит 18%. Технология прямого впрыска в сочетании с турбонаддувом позволяет уменьшить размер двигателя. Двигатели меньшего размера с меньшим количеством цилиндров имеют ту же производительность, потребляя меньше топлива. Рынок турбокомпрессоров, на который компания Bosch выходит в лице совместного предприятия Bosch Mahle Turbo Systems GmbH & Co. KG, также развивается очень быстрыми темпами. Франц Ференбах предвидит дальнейший рост спроса и на системы безопасности, например электронные системы динамической стабилизации ESP®. В настоящее время в общей сложности 34 страны приняли законы об обязательном оборудовании новых легковых автомобилей этой антипротивобуксовочной системой. Данные нормативные акты вступят в силу во многих европейских странах, США и Австралии в течение нескольких следующих месяцев.
Bosch также уделяет внимание развитию электрификации силовых агрегатов. Компания ежегодно инвестирует в нее 400 млн евро, и в ней занято около 800 инженеров. К 2013 г. Bosch запустит в серийное производство приблизительно 20 проектов для 12 автопроизводителей. Недавний проект, который планируется реализовать, - это учреждение совместного предприятия с Daimler AG для разработки и производства электродвигателей для электромобилей в Европе. Bosch и Daimler AG подписали декларацию о намерении и начали переговоры.
Несмотря на то, что восстановление началось лишь во второй половине года, в направлении промышленного оборудования компания достигла самых высоких показателей роста: продажи увеличились на 30%, достигнув 6,7 млрд евро. Исключительный рост продаж наблюдался в секторе солнечной энергии, и главную роль здесь сыграла консолидация мощностей в результате присоединения компании aleo solar AG. Но даже без учета этого влияния уровень продаж Bosch по направлению промышленного оборудования уверенно вырос на 20%. Bosch ожидает, что объем мирового рынка устройств для преобразования солнечной энергии в электрическую к 2015 г. удвоится. «Для дальнейшего увеличения прибыли нам также необходимо соблюдать экономичность в росте производства, — сообщил Ференбах. — Новый завод в Арнштадте [Германия], который откроется в июле 2011 г., является важным шагом на этом пути. Следующая площадка, вероятно, будет в Азии». В целом направление промышленных технологий в 2010 г. вновь продемонстрировало положительную прибыль до вычета процентов и налогов. После существенных потерь в предыдущем году она достигла 90 млн евро.