13 марта 2007 года Совет по национальной конкурентоспособности провел консультационный семинар "Роль кластеров в повышении конкурентоспособности региона". Ведущие семинара - научный руководитель Национального института конкурентоспособности к.э.н. Юрий Рябченюк и консультант Института к.э.н. Леонид Марков ознакомили участников с основными характеристиками и типами кластеров и дали определение понятий «кластер» и "кластерная политика".
Участвовавший в семинаре заместитель директора департамента стратегии социально-экономических реформ МЭРТ РФ Михаил Курбаков заявил, что преимущества кластерного подхода как одного из методов повышения конкурентоспособности российской экономики становятся всё более очевидными для федеральных и региональных властей. Правительство РФ рассматривает кластеры как эффективный инструмент развития территорий и запланировало на 2006-2008 гг. разработку кластерной политики на региональном уровне. Из числа самых перспективных кластерных проектов выступающий выделил Поволжский автомобильный кластер в Тольятти. Численность рабочих кластера составит, по оценкам специалистов, 20 тыс. человек. Стоимость проекта, по словам М.Курбакова, оценивается в 20 млрд рублей, а окупаемость - в 1,5 года. М.Курбаков отметил роль Правительства в создании условий для эффективного взаимодействия региональных органов власти и расположенных на их территории муниципальных образований.
Юрий Рябченюк, на примере США, Германии, Франции, Канады, Австрии, Венгрии, Индии, Китая, стран Северной Европы рассказал о международном опыте развития кластеров и привёл убедительные аргументы в пользу развития кластеров как эффективного инструмента повышения конкурентоспособности территорий.
В ходе семинара были определены отличия кластерного подхода от территориального и отраслевого. Ведущий семинара Леонид Марков рассказал о методологии диагностики кластера и отметил, что диагностика является ключевым этапом управления развитием кластера. Л. Марков привёл примеры диагностики и создания кластеров в Томске, Новосибирске и Нижнем Новгороде, а также указал на ограничения, стоящие на пути реализации кластерных инициатив в России. Практика слепого копирования опыта успешных зарубежных кластеров чаще всего бывает неудачной, т.к. в каждом случае необходим индивидуальный подход с учётом всех особенностей, как региональных так и общероссийских.
Юрий Рябченюк выделил ключевые факторы успеха при развитии кластеров - это поддержка со стороны государства кластерных инициатив (особенно на стадии формирования кластера) и включение программ развития кластеров в стратегию страны/региона). Юрий Рябченюк отметил, что быстрый результат при создании кластера невозможен и особенно остановился на роли фасилитаторов, готовых не только оформить саму идею создания кластера, но и осуществить ее на практике. Между тем, как показывает мировой опыт, многие проекты мирового уровня были реализованы благодаря фасилитаторам.
Участникам семинара было предложено разобрать кейс, посвященный формированию кластера в одном из российских регионов, что позволило практически применить методологию кластерного подхода к анализу реальной ситуации и получить представление об устранении препятствий на пути развития кластера.
В семинаре Совета по национальной конкурентоспособности приняли участие представители Республики Татарстан, администраций Ставропольского края, Амурской, Самарской, Ивановской, Волгоградской областей, города Ангарска Иркутской области.
Участники семинара отметили высокое качество материала и доступность его изложения. Отзывы о семинаре показали, что он позволил им понять и глубоко осмыслить опыт создания кластеров, а главное - осознать свое место и роль в развитии кластерных инициатив.
Тольятти Самарской области является моногородом в соответствии с официальным перечнем моногородов, утвержденным Правительством Российской Федерации. Моногород - населенный пункт, экономическая деятельность которого тесно связана с единственным (градообразующем) предприятием или группой жестко интегрированных между собой предприятий. Развитие моногородов России предусматривает меры по диверсификации экономики, развитию социально-экономического положения и улучшению городской среды.