22.05.2018 14:28
Мероприятия.
Просмотров всего: 18901; сегодня: 3.

В КФУ прошло заседание ФУМО по направлению "Образование и педагогические науки"

В КФУ прошло заседание ФУМО по направлению

О подготовке педагога в современном университете, вариативности образовательных программ и исследовательских практик шла сегодня речь в Казанском университете на очередном заседании федерального учебно-методического объединения в системе высшего образования по укрупненной группе специальностей и направлений подготовки «Образование и педагогические науки».

Участие в семинаре-совещании приняли ректоры, проректоры педагогических вузов, руководители основных профессиональных образовательных программ по УГСН «Образование и педагогические науки», члены Президиума ФУМО ВО «Образование и педагогические науки», ответственные руководители и специалисты Министерства образования и науки РФ.

Заседание прошло под руководством ректора КФУ, члена-корреспондента РАО, профессора Ильшата Рафкатовича Гафурова.

В своем приветственном слове И.Гафуров напомнил собравшимся, что главная особенность нашего университета заключается в том, что он не принадлежит к группе традиционных педагогических вузов, а является многопрофильным, классическим в своей основе университетом.

– Тенденция активного включения таких университетов в подготовку учителей становится все очевиднее в последние годы, и её уже невозможно игнорировать, – резюмировал ректор КФУ.

На примере Казанского университета Ильшат Рафкатович рассмотрел педагогическое образование в федеральном университете.

– Объединение нескольких вузов способствовало созданию в КФУ мощного научного и образовательного потенциала в области педагогики и психологии. В настоящее время мы обучаем 9056 будущих учителей по дневной и заочной формам обучения. В этом процессе задействовано более 700 преподавателей. Приведенный контингент студентов по УГНС «Образование и педагогические науки» составляет 5575 студентов. По этому показателю мы сейчас третьи в стране. Университет принадлежит к числу редких высших учебных заведений, которые реализуют образовательные программы всех уровней и ведут подготовку учителей практически по всем предметным областям современной российской школы.

Вице-президент РАО, председатель Координационного совета по области образования «Образование и педагогические науки», первый проректор Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, академик РАО, профессор Владимир Валентинович Лаптев в своем выступлении сделал вывод, из чего следует исходить правительству России при разработке национального проекта в сфере образования.

– Среди основных целевых показателей – вхождение России в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования, – отметил спикер. – Стоит обратить внимание и на решение задач в области модернизации профессионального образования, в том числе посредством внедрения адаптивных, практико-ориентированных и гибких образовательных программ.

Профессором была предложена модель подготовки педагогов путем реализации различных педагогических проектов.

В вузах сегодня большое внимание уделяется формированию современных моделей педагогического образования. Безусловно, основой являются качественные образовательные программы, которые базируются на результатах научных исследований и профессиональной рефлексии педагогов высшей школы, анализе практики школьных учителей.

Директор Института педагогики Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, член-корреспондент РАО, профессор Светлана Писарева отметила особенности и риски подготовки педагогических кадров в непрофильных вузах. Среди которых – отсутствие преемственности образовательных программ на разных уровнях образования, недостаточность кадрового обеспечения, отсутствие исследований по профилю реализуемых педагогических программ, в которых должны принимать участие преподаватели.

Также в своем выступлении Светлана Анатольевна постаралась ответить на вопрос, что может сделать экспертное сообщество, а именно ФУМО, для решения актуальных задач проектирования современных образовательных программ.

В качестве предложенных ею вариантов: организация общественно-профессиональных дискуссий с целью выработки консолидированного мнения профессионального сообщества, оказание профессиональной помощи коллегам в освоении педагогического знания, необходимого для проектирования образовательных программ, а также экспертиза учебно-методического обеспечения образовательных программ.

О вариативности образовательных программ и единстве требований в подготовке современного педагога говорил на заседании и ректор Томского государственного педагогического университета Валерий Владимирович Обухов. Им было предложена примерная структура приложения по профилям подготовки.

У каждого университета есть интересные практики и наработки в реализации программ подготовки педагогов. Ценность таких встреч состоит в возможности обменяться опытом и взять для себя лучшие, то делают коллеги. Своим опытом поделились крымские коллеги. Наталья Валерьевна Карамзина, начальник управления организационно-административной политики Крымского федерального университета им. Вернадского вынесла на обсуждении тему об обеспечении единых подходов к психолого-педагогической подготовке учителей.

Среди концептуальных идей, предложенных ученым Крымского университета, значатся необходимость формирования педагогического вида профессиональной деятельности в контексте деятельностного практикоориентированного подхода к подготовке учителя, готового реализовывать ФГОС основного общего и среднего общего образования, соответствовать требованиям профессионального стандарта педагога.

О проекте модуля, обеспечивающего подготовку к педагогическому виду деятельности в период освоения основных образовательных программ классического университетского образования, рассказала проректор по учебно-методической работе Московского педагогического государственного университета, доктор филологических наук, профессор Людмила Александровна Трубина.

А вот в докладе профессора Елены Александровны Левановой, завкафедрой социальной педагогики и психологии Московского педагогического государственного университета шла речь о внесении изменений в образовательный модуль «Основы вожатской деятельности». Она напомнила, что в 2017 году Минобрнауки России рекомендовал программу подготовки вожатых «Основы вожатской деятельности».

— В 2018 году Минобрнауки России расширил задачи по подготовке вожатых и приступил к реализации проекта по созданию воспитывающей среды в образовательных организациях, организациях отдыха детей и их оздоровления: вожатый в школе; вожатый в общественных объединениях; вожатый в лагере, — отметила ученый.

В настоящий момент, по словам профессора, разработаны программы еще 2 педагогических практик по отработке навыков организации воспитательной, внеурочной работы с детьми, навыков вожатской деятельности.

Директор Межвузовского центра по разработке новых подходов к формированию культуры межнационального общения в условиях полиэтнического региона Загидат Зайнулабидовна Гасанова сделала сообщения на тему «О дисциплине «Педагогика межнационального общения».

— Без обучения будущих педагогов в области межнационального общения едва ли можно сформировать систему, когда в этой области не только граждане несут ответственность перед государством, но и государство должно нести высочайшую ответственность перед своими гражданами за сохранение единства и взаимопонимания в рамках права, за чувство защищенности, а, следовательно, за психическую уравновешенность своих граждан, – отметила Загидат Зайнулабидовна. – Внедрение (а точнее – восстановление) дисциплины «Педагогика межнационального общения» в качестве обязательной в Федеральные государственные стандарты по направлению 44.00.00 Образование и педагогические науки будет способствовать реализации основных государственных запросов в сфере образования, национальной и молодежной политики.

Таким образом, на заседании Федерального учебно-методического объединения (ФУМО) по направлению подготовки «Образование и педагогические науки» были рассмотрены вопросы о формировании индикаторов компетенций и структуризации профессиональных компетенций в основных образовательных программах, о создании модели подготовки педагога в современных университетах России, о педагогическом образовании в федеральных университетах и образовательных программах.


Ньюсмейкер: Казанский федеральный университет — 855 публикаций
Поделиться:

Интересно:

Опубликована книга о первых героях Советского Союза
16.04.2024 09:07 Новости
Опубликована книга о первых героях Советского Союза
Главархив Москвы опубликовал новую книгу «Летчики — первые герои Советского Союза. К 90-летию учреждения звания». В ней собраны документы, имеющие отношение к семерым пилотам, чем коллективный подвиг по спасению челюскинцев вошел в историю. Это фотографии...
Основной вид экономической деятельности: как подтвердить
15.04.2024 17:21 Консультации
Основной вид экономической деятельности: как подтвердить
Организации ежегодно должны подтверждать основной вид экономической деятельности. Сведения нужны, чтобы Социальный фонд России (СФР) смог правильно начислить тариф взноса на «травматизм». Он считается по коду ОКВЭД, по которому получена наибольшая доля выручки за прошлый год. У ИП это...
В Керчи отметили 80-ю годовщину освобождения от фашистов
15.04.2024 17:01 Новости
В Керчи отметили 80-ю годовщину освобождения от фашистов
У Обелиска славы на горе Митридат прошёл митинг, посвящённый 80-й годовщине освобождения города от фашистских захватчиков. Об этом сообщает пресс-служба администрации Республики Крым. В торжественной церемонии приняли участие глава муниципального образования Ольга Солодилова, глава администрации...
Халактырский пляж на Камчатке - в топ-100 лучших в мире
15.04.2024 12:39 Аналитика
Халактырский пляж на Камчатке - в топ-100 лучших в мире
Большинство пляжных рейтингов основано на визуальной привлекательности территории. Beachatlas представила рейтинг, который выходит за рамки традиционного. Без сюрпризов не обошлось: в топ-100 вошел российский пляж, не самый близкий и доступный большинству туристов...
К годовщине окончания Венской наступательной операции
15.04.2024 09:04 Новости
К годовщине окончания Венской наступательной операции
Первоначальный замысел наступления на венском направлении Ставка Верховного Главнокомандования изложила в директиве от 17 февраля 1945 г. Однако реализовать его в связи с резко изменившейся обстановкой так и не удалось. В последней декаде февраля немецкие войска ликвидировали плацдарм 7-й...