22.05.2018 14:28
Мероприятия.
Просмотров всего: 18854; сегодня: 11.

В КФУ прошло заседание ФУМО по направлению "Образование и педагогические науки"

В КФУ прошло заседание ФУМО по направлению

О подготовке педагога в современном университете, вариативности образовательных программ и исследовательских практик шла сегодня речь в Казанском университете на очередном заседании федерального учебно-методического объединения в системе высшего образования по укрупненной группе специальностей и направлений подготовки «Образование и педагогические науки».

Участие в семинаре-совещании приняли ректоры, проректоры педагогических вузов, руководители основных профессиональных образовательных программ по УГСН «Образование и педагогические науки», члены Президиума ФУМО ВО «Образование и педагогические науки», ответственные руководители и специалисты Министерства образования и науки РФ.

Заседание прошло под руководством ректора КФУ, члена-корреспондента РАО, профессора Ильшата Рафкатовича Гафурова.

В своем приветственном слове И.Гафуров напомнил собравшимся, что главная особенность нашего университета заключается в том, что он не принадлежит к группе традиционных педагогических вузов, а является многопрофильным, классическим в своей основе университетом.

– Тенденция активного включения таких университетов в подготовку учителей становится все очевиднее в последние годы, и её уже невозможно игнорировать, – резюмировал ректор КФУ.

На примере Казанского университета Ильшат Рафкатович рассмотрел педагогическое образование в федеральном университете.

– Объединение нескольких вузов способствовало созданию в КФУ мощного научного и образовательного потенциала в области педагогики и психологии. В настоящее время мы обучаем 9056 будущих учителей по дневной и заочной формам обучения. В этом процессе задействовано более 700 преподавателей. Приведенный контингент студентов по УГНС «Образование и педагогические науки» составляет 5575 студентов. По этому показателю мы сейчас третьи в стране. Университет принадлежит к числу редких высших учебных заведений, которые реализуют образовательные программы всех уровней и ведут подготовку учителей практически по всем предметным областям современной российской школы.

Вице-президент РАО, председатель Координационного совета по области образования «Образование и педагогические науки», первый проректор Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, академик РАО, профессор Владимир Валентинович Лаптев в своем выступлении сделал вывод, из чего следует исходить правительству России при разработке национального проекта в сфере образования.

– Среди основных целевых показателей – вхождение России в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования, – отметил спикер. – Стоит обратить внимание и на решение задач в области модернизации профессионального образования, в том числе посредством внедрения адаптивных, практико-ориентированных и гибких образовательных программ.

Профессором была предложена модель подготовки педагогов путем реализации различных педагогических проектов.

В вузах сегодня большое внимание уделяется формированию современных моделей педагогического образования. Безусловно, основой являются качественные образовательные программы, которые базируются на результатах научных исследований и профессиональной рефлексии педагогов высшей школы, анализе практики школьных учителей.

Директор Института педагогики Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, член-корреспондент РАО, профессор Светлана Писарева отметила особенности и риски подготовки педагогических кадров в непрофильных вузах. Среди которых – отсутствие преемственности образовательных программ на разных уровнях образования, недостаточность кадрового обеспечения, отсутствие исследований по профилю реализуемых педагогических программ, в которых должны принимать участие преподаватели.

Также в своем выступлении Светлана Анатольевна постаралась ответить на вопрос, что может сделать экспертное сообщество, а именно ФУМО, для решения актуальных задач проектирования современных образовательных программ.

В качестве предложенных ею вариантов: организация общественно-профессиональных дискуссий с целью выработки консолидированного мнения профессионального сообщества, оказание профессиональной помощи коллегам в освоении педагогического знания, необходимого для проектирования образовательных программ, а также экспертиза учебно-методического обеспечения образовательных программ.

О вариативности образовательных программ и единстве требований в подготовке современного педагога говорил на заседании и ректор Томского государственного педагогического университета Валерий Владимирович Обухов. Им было предложена примерная структура приложения по профилям подготовки.

У каждого университета есть интересные практики и наработки в реализации программ подготовки педагогов. Ценность таких встреч состоит в возможности обменяться опытом и взять для себя лучшие, то делают коллеги. Своим опытом поделились крымские коллеги. Наталья Валерьевна Карамзина, начальник управления организационно-административной политики Крымского федерального университета им. Вернадского вынесла на обсуждении тему об обеспечении единых подходов к психолого-педагогической подготовке учителей.

Среди концептуальных идей, предложенных ученым Крымского университета, значатся необходимость формирования педагогического вида профессиональной деятельности в контексте деятельностного практикоориентированного подхода к подготовке учителя, готового реализовывать ФГОС основного общего и среднего общего образования, соответствовать требованиям профессионального стандарта педагога.

О проекте модуля, обеспечивающего подготовку к педагогическому виду деятельности в период освоения основных образовательных программ классического университетского образования, рассказала проректор по учебно-методической работе Московского педагогического государственного университета, доктор филологических наук, профессор Людмила Александровна Трубина.

А вот в докладе профессора Елены Александровны Левановой, завкафедрой социальной педагогики и психологии Московского педагогического государственного университета шла речь о внесении изменений в образовательный модуль «Основы вожатской деятельности». Она напомнила, что в 2017 году Минобрнауки России рекомендовал программу подготовки вожатых «Основы вожатской деятельности».

— В 2018 году Минобрнауки России расширил задачи по подготовке вожатых и приступил к реализации проекта по созданию воспитывающей среды в образовательных организациях, организациях отдыха детей и их оздоровления: вожатый в школе; вожатый в общественных объединениях; вожатый в лагере, — отметила ученый.

В настоящий момент, по словам профессора, разработаны программы еще 2 педагогических практик по отработке навыков организации воспитательной, внеурочной работы с детьми, навыков вожатской деятельности.

Директор Межвузовского центра по разработке новых подходов к формированию культуры межнационального общения в условиях полиэтнического региона Загидат Зайнулабидовна Гасанова сделала сообщения на тему «О дисциплине «Педагогика межнационального общения».

— Без обучения будущих педагогов в области межнационального общения едва ли можно сформировать систему, когда в этой области не только граждане несут ответственность перед государством, но и государство должно нести высочайшую ответственность перед своими гражданами за сохранение единства и взаимопонимания в рамках права, за чувство защищенности, а, следовательно, за психическую уравновешенность своих граждан, – отметила Загидат Зайнулабидовна. – Внедрение (а точнее – восстановление) дисциплины «Педагогика межнационального общения» в качестве обязательной в Федеральные государственные стандарты по направлению 44.00.00 Образование и педагогические науки будет способствовать реализации основных государственных запросов в сфере образования, национальной и молодежной политики.

Таким образом, на заседании Федерального учебно-методического объединения (ФУМО) по направлению подготовки «Образование и педагогические науки» были рассмотрены вопросы о формировании индикаторов компетенций и структуризации профессиональных компетенций в основных образовательных программах, о создании модели подготовки педагога в современных университетах России, о педагогическом образовании в федеральных университетах и образовательных программах.


Ньюсмейкер: Казанский федеральный университет — 855 публикаций
Поделиться:

Интересно:

О своих мечтах об отдыхе поделились российские дети
28.03.2024 12:18 Аналитика
О своих мечтах об отдыхе поделились российские дети
В преддверии II Всероссийского конкурса юного художника «Место в России, где я мечтаю побывать», который стартует 1 апреля 2024 года, эксперты Национального туроператора Алеан рассказали, куда хотели поехать дети, исходя из анализа работ прошлого года. Дети в возрасте от 6 до 15 лет поделились...
562 года назад на престол взошёл Иван III
28.03.2024 10:44 Новости
562 года назад на престол взошёл Иван III
В историю он вошел в первую очередь как собиратель русских земель и, по сути, создатель единого государства Российского, созидатель и мудрый дипломат – при Иване III не только расширяются границы, но и создается прообраз системы управления страной – пишутся единые законы, утверждается...
Ранее неизвестные петроглифы описали российские ученые
27.03.2024 18:03 Новости
Ранее неизвестные петроглифы описали российские ученые
Группа ученых из Кемеровского государственного университета во главе с доктором исторических наук Ольгой Советовой описала ранее неизвестные петроглифы, обнаруженные в ходе экспедиций последних трех лет. Среди найденных рисунков неожиданно оказалось и крайне редкое изображение парохода. Основной...
Неизвестный объект археологического наследия найден в Подмосковье
27.03.2024 17:20 Новости
Неизвестный объект археологического наследия найден в Подмосковье
В подмосковном городе Ликино-Дулево Орехово-Зуевского городского поселения археологи провели превентивное обследование территории, прилегающей к скверу Дулевского фарфорового завода. В результате был обнаружен ранее неизвестный исторический слой, который уже признан вновь выявленным объектом...
Музыкальные вершины великих эпох России
27.03.2024 17:02 Мероприятия
Музыкальные вершины великих эпох России
26 марта 2024 года в Светлановском зале Московского международного Дома музыки представлен новый масштабный мультимедийный музыкально-исторический проект «Музыкальные вершины великих эпох России», проводимый в рамках  общероссийской историко-культурной  благотворительной акции...